Северокавказская продукция в этом году должна пройти ребрендинг. Как гласит стратегия развития региона за авторством полпреда Александра Хлопонина, все, произведенное в округе, будет продаваться под маркой "Сделано на Северном Кавказе". Первыми ласточками, которые начнут использовать новый бренд, должны стать 48 лучших предприятий региона. Однако на самих образцовых заводах и комбинатах, как выяснил корреспондент GTimes, о нововведении до сих пор ничего не слышали.
Брендовой идее полпреда в СКФО Александра Хлопонина уже больше года. До сих пор о ней только говорили. Но в нынешнем 2013-м году, в соответствии со Стратегией развития Северного Кавказа до 2025 года, бренд Made in Northern Caucasus должен быть запущен. По словам полпреда, под ним должна продаваться "самая экологически чистая продукция", в том числе из фермерских хозяйств.
В первых числах января деловой журнал "Вестник. Северный Кавказ" опубликовал список 48 лучших предприятий региона и сопроводил его комментарием: "Бренд "Сделано на Северном Кавказе" завоевывает доверие российских потребителей".
После этой публикации по средствам массовой информации эхом прокатилась новость о том, что именно эти 48 компаний первыми начнут продавать свою продукцию под хлопонинской маркой. Больше всего в списке оказалось дагестанских фирм -19. Четыре предприятия из Ингушетии, три - из Кабардино-Балкарии, пять - из Карачаево-Черкесии, пять - из Северной Осетии, шесть ставропольских предприятий и три чеченских. Некоторые из них уже известны на всю страну: "Кизлярский коньячный завод" или ЗАО "Прасковейское". Слава других пока не вышла за пределы родной республики или края, например, ингушского производителя колбас "Умка" или дагестанского животноводческого предприятия "Дарада-Мурада".
Все эти компании неоднократно принимали участие во всевозможных выставках, и их товары были отмечены знаками качества на федеральном уровне. В смене бренда, как правило, они не нуждаются, а напротив, уже сейчас удачно продвигают свою продукцию. Так что это производители поначалу будут делать имя новой марке Made in Northern Caucasus, а не она им.
При этом на самих указанных в списке предприятиях о нововведении даже не слышали. Начальник отдела сбыта "Молочного комбината Ставропольского" Сергей Дутов заявил корреспонденту GTimes, что бренд "Сделано на Северном Кавказе" для него новость. "Если под ним объединят достойных производителей, это пойдет нам во благо, а если под этим брендом будут продавать некачественный товар, то нам это только повредит", - отметил Дутов на вопрос о перспективах использования бренда. А заместитель генерального директора Людмила Труфонова добавила, что натуральную продукцию молочного комбината дальше Северного Кавказа все равно не продвинешь - сроки годности не позволят.
Таким же неожиданным вопрос о бренде Made in Northern Caucasus оказался для Натальи Поляничко - начальника отдела сбыта мельнично-крупяного производства "Петровские Нивы" -другого ставропольского предприятия из списка "пионеров". По ее словам, пока никаких дополнительных надписей на этикетках круп и макаронных изделий они не внедряли, хотя не исключила вероятности, что такая директива "сверху" может быть спущена. Что касается пользы от нового бренда, то собеседница корреспондента GTimes допускает два варианта: "Если все дело ограничится дополнительными надписями на этикетках, и производителей заставят платить за дополнительную рекламу, то положительного эффекта это не принесет. Отдача от бренда будет, если будет поддержка в продвижении нашей продукции на уровне края или региона, как, например, сейчас, когда идет кампания "Покупай ставропольское". Везде развешаны плакаты, наклейки, чтобы люди покупали местную продукцию и пополняли краевой бюджет. Эта кампания приносит результаты".
Не стали комментировать внедрение бренда "Сделано на Северном Кавказе" ни в ЗАО "Прасковейское", ни в ООО "Кизляр Урицкий Мясокомбинат", ни в ОАО Широкольский рыбокомбинат, ни в ОАО "Нарзан", хотя все они числятся в списке лучших предприятий региона.
Очевидно, брендовая идея так и не продвинулась дальше чиновничьих бумаг. А ведь Александр Хлопонин еще год назад метал громы и молнии по поводу медлительности Минсельхоза России. "Спрашиваю несколько дней назад: "Что министерство сделало?" "Мы разрабатываем". Говорю: "Времени у вас осталось мало, если нет, то будем ставить вопрос о соответствии министра занимаемой должности", - критиковал Елену Скрынник кавказский полпред. Программа создания бренда с мероприятиями и заложенными на них средствами должна было появиться еще в середине прошлого года, но ее до сих пор нет. А Скрынник спокойно сидит в министерском кресле.
Самих северокавказских производителей не слишком заботит создание общего бренда. Каждый раскручивает себя как умеет. Но статистика все же призывает к более действенной политике продвижения северокавказских товаров, потому что при лидерстве в производстве винограда, зерна, плодов, ягод и овощей, крупного рогатого скота, овец и коз регион отстает от своих соседей по объемам переработки и выпуска пищевых продуктов. Чтобы стимулировать перерабатывающий комплекс Северного Кавказа, нужно создать условия для реализации товаров, а значит, вывести их хотя бы на федеральный рынок. Вот тут-то бренд, раскрутку которого оплачивал бы региональный бюджет, и смог бы сыграть свою роль. Но пока Made in Northern Caucasus остается мечтой одного заезжего менеджера, который, как пишут СМИ, уже в мае может пойти на повышение в Москву, похоронив идею вместе со своей отставкой.