После парламентских выборов в Армении, по итогам которых сохранила и даже несколько усилила свои позиции правящая Республиканская партия Армении (РПА), в армянской реальности, как и предполагалась, возник вопрос о необходимости формирования коалиции.
Политические силы пока находятся в активных консультациях. Они довольно скудны в своих заявлениях по поводу создания коалиции власти - с кем и на каких условиях. Однако коалиция все равно будет сформирована. РПА, даже при наличии большинства мест в парламенте, будет трудно работать в одиночку (у партии 68 мандатов из 131) чисто по техническим причинам, поскольку не все депутаты будут присутствовать на заседаниях. К тому же в Армении уже сложилась традиция работы власти в формате коалиции, и сейчас трудно представить, что Республиканская партия сформирует единоличную власть, подгибая под себя весь остальной парламент или настраивая все другие парламентские партии против себя.
Кроме того, как отмечают эксперты, есть партия-"спойлер" - коалиционная сила "Оринац еркир", еле преодолевшая пятипроцентный барьер, предназначенная специально для поддержки РПА, и было бы странно, если бы она не оказалась в коалиции власти.
Сейчас в кулуарах активно обсуждается вопрос о том, на каких условиях присоединится к коалиции партия "Процветающая Армения" (ППА), которая набрала 30% голосов по пропорциональной системе и победила в восьми мажоритарных округах (всего 41 округ), получив в купе 37 депутатских мандатов. Предвыборная цель ППА - сделать так, чтобы Республиканская партия не получила большинство мест в парламенте и в армянской легислатуре сформировались реальные противовесы - не была реализована.
Читайте также: Армения балансирует на перекрестке рисков
С этой целью ППА даже придерживалась стратегии "полувласть-полуоппозиция". Резко критикуя в предвыборный период РПА, она сформировала с оппозиционными силами, АРФ "Дашнакцутюн" и блоком "Армянский национальный конгресс" (АНК), единый штаб по контролю над выборами. В целом предвыборная стратегия ППА была нацелена на укрепление своих позиций в поствыборном торге с РПА. Именно поэтому, отвечая на все дискуссии о возможности продолжения существования формата единого штаба после выборов, можно утверждать, что ничего подобного не случится, ибо инструменты предвыборной борьбы и поствыборного договора различны. В предвыборный период партии стремятся набрать как можно больше голосов, а в поствыборном эпизоде начинается торг с имеющимися картами на руках.
Здесь возникает вопрос цены, ибо коалиция - это формат сотрудничества на основе договора о распределении благ и политических рычагов правления. Сейчас вокруг именно этой темы (кто и что предлагает, кто на что согласен) идет политический торг между РПА и ППА. Возможной темой торга являются такие вопросы: сколько министерских портфелей получит "Процветающая Армения", кто станет премьер-министром, поддержит ли "Процветающая Армения" на президентских выборах кандидатуру действующего главы государства Сержа Саргсяна. Позиции ППА в этом торге не так уж сильны, поскольку Республиканская партия все-таки обладает политическим большинством в парламенте.
ВИДЕО: Недовольная Армения выбирает
В целом наличие ППА в коалиции выгодно и Республиканской партии, и самой "Процветающей Армении". РПА невыгодно перед президентскими выборами настраивать против себя парламентскую фракцию "Процветающей Армении". Что касается выгоды самой ППА, необходимо отметить, что здесь встает вопрос в лидере партии. "Процветающая Армения" - одна из тех пирамидально построенных политических сил, сильно сконцентрированная на лидере, который является одним из крупнейших предпринимателей в стране. С учетом указанных фактов и сильного сращивания политики и экономики в Армении, лидера ППА и команду, которая зиждется на финансовых средствах Царукяна, сложно представить в рядах оппозиции. Сращивание политики и экономики привело к тому, что в Армении, как и в других странах постсоветского пространства, политические рычаги являются источниками экономических благ, или по крайней мере гарантами их "неприкосновенности". В таком случае вопрос сейчас в цене коалиции, которая определится в ближайшее время.
Аршалуйс Мгдесян