Махачкалинская футбольная команда «Анжи» разгромила в пух и прах столичный «Спартак», забив три гола и не пропустив ни одного мяча в свои ворота. Поражение москвичей особенно обидно, потому что до недавнего времени их дагестанские соперники ничего из себя не представляли. Выигрывать «Анжи» начал благодаря «варягам» из звезд мирового футбола, купленным уроженцем Дагестана олигархом Сулейманом Керимовым. Вот только какое отношение это имеет к Дагестану?
На фоне дагестанской нищеты блеск местной футбольной команды смотрится неестественно. Впрочем, местной эту команду можно назвать с большой натяжкой.
Год назад футбольный клуб «Анжи» купил уроженец Дагестана, крупный бизнесмен Сулейман Керимов. С тех пор в команде произошли серьезные перемены. Прежде всего, в ней появились иностранные игроки с мировым именем - бразилец Роберто Карлос и камерунец Самюэль Это'О, оба на закате своей карьеры. Кроме них, Керимов купил несколько футболистов «второго эшелона» - узбека Одила Ахмедов из ташкентского «Пахтакора», марокканца Мубарака Буссуфа из бельгийского «Андерлехта», бразильца Диего Тарделли из «Коринтианса». Еще стоит упомянуть о бывшем игроке «Челси» Юрии Жиркове, пришедшем в «Анжи».
Но самое важное событие в жизни клуба произошло в начале этого года. Тренировать команду начал голландец Гус Хиддинг, бывший тренер российской сборной.
Керимов добился, чего хотел этими покупками: название дагестанской команды теперь у всех на слуху. Особо поражают воображение гонорары и дорогие подарки игрокам. Это'О олигарх сделал одним из самых высокооплачиваемых игроков мира, выдавая ему более полутора миллионов долларов. Немногим меньше получают Роберто Карлос и Юрий Жирков.
Не хватало только таких же значительных побед. И вот игра со «Спартаком», к которой москвичи даже толком не готовились из-за уверенности в победе, показала, чего стоит «Анжи». Причем, без пяти игроков основного состава, дисквалифицированных и травмированных перед матчем.
И хотя сегодня болельщики «Анжи» ликуют от радости за свою команду, они прекрасно понимают, насколько она далека от дагестанских реалий. Даже попасть на домашний матч любимой команды проблематично - билетами жонглируют спекулянты, раскупающие их задолго до матча и реализующие по нереально высоким для Дагестана ценам. О встрече с любимыми игроками и вовсе приходится только мечтать. Они - как птицы - сразу после матча летят на север, в Москву, где находится их тренировочная база.
Нанятые игроки не скрывают, что согласились играть за «Анжи» только при условии, что клуб будет дислоцироваться в сердце России. Жизнь в Махачкале, под боком у боевиков, их не прельщает ни за какие деньги.
Да и потом, дагестанская столица совершенно не приспособлена для приема таких дорогих гостей. Сюда еще просто не добралась цивилизация. Она есть только в отдельных местах, словно созданных специально для «Анжи». Пятизвездочная гостиница "Абу Даги", где останавливаются игроки, - вполне достойное заведение. Но пейзаж вокруг нее оставляет тоскливое впечатление: заброшенный завод, стройка и стоянка грузовиков.
Город наполовину деревенский. Приличные дома, с дизайнерским интерьером, есть только у избранных. Например, у полузащитника «Анжи» Махача Гаджиева, которому такой особнячок полагается по статусу и доступен по зарплате. Хотя и его жилище стоит на темной улице, ведь фонарей в дагестанской столице раз-два и обчелся. Впрочем, едва ли Гаджиева это слишком беспокоит. В родном городе он проводит лишь два дня после игры, а потом догоняет остальных в Москве. Так же и другие дагестанские футболисты, «прописавшиеся» в российской столице.
Руководство клуба обещает переехать в Махачкалу через два-три года, когда там появится инфраструктура. Предполагалось, что Керимов инвестирует в стадионы и базы при подготовке Юношеских игр 2018 года, но Россия передумала подавать заявку. Будет ли теперь построена инфраструктура для «Анжи» - вопрос открытый.
Между тем, по всей Махачкале и на подъездах к ней размножаются, как грибы, плакаты «Дагестан - территория Анжи». У некоторых это вызывает огромное раздражение, и не потому, что команду в республике редко видят, а потому что там растет исламская паства, осуждающая поклонение кому-либо, кроме Аллаха.
«После футбола одни бутылки из-под пива и сигарет! - возмущается дагестанец Марат Асваров. - Это территория Ислама и точка!! Мы не нуждаемся в «Анжи» и в тех, кто фанатеет от этого зла». «Мне наплевать на «Анжи» и на прочие другие команды, так же как на их болельщиков, большинство которых страдают ширком (грешат-ред.), эти полтора часа лучше за Кораном провести или книгу прочитать, нежели фанатеть за них», - вторит ему Гаджи Фаталиев. С такими настроениями в Дагестане, неровен час, жертвами радикальных исламистов будут не только чиновники, полицейские и представители традиционного ислама, но и футболисты, провоцирующие «грехи».
Некоторое время назад нападающий «Анжи» Шамиль Лахиялов выразил опасения, что команда может оторваться от своих корней. «Через год или два «Анжи» может потерять дагестанский дух. В прошлом году посадили новое дерево «Анжи». Корни у него всегда останутся дагестанские, нужно, чтобы ствол тоже был дагестанским. Ветки, листья, плоды могут быть из Европы или России», - цитировал Лахиялова Spotbox.ru.
Но уже сейчас можно сказать, что махачкалинского в «Анжи» осталось немного - несколько игроков да название, которым в кумыкском языке до сих пор именуют дагестанскую столицу. Так что «Спартак» может утешить себя, что потерпел поражение не столько от провинциальной команды, сколько от Хиддинка с капиталами Керимова.