ООН в лице генсека Пан Ги Муна сегодня объявила: план Кофи Аннана по Сирии провалился. Соглашение о прекращении огня не соблюдается, армия из городов не вышла, ракеты и танки не выведены. Кроме того, Дамаск ставит палки в колеса комиссии наблюдателей, что является прямым саботажем миротворческого плана ООН. Пан Ги Мун предлагает следующее: возражения Дамаска нужно игнорировать, число наблюдателей и срок их работы — увеличить. Впредь право первого слова будет принадлежать не Башару Асаду, а "Друзьям Сирии".
В Совет Безопасности ООН пришло письмо-доклад от Пан Ги Муна. В этом документе генсек организации прямо заявил о провале плана Аннана по Сирии. Доказывая это, Пан Ги Мун привел давние аргументы. В Сирии продолжаются перестрелки между властями и оппозицией, войска и техника остаются в городах, ситуация не поддается контролю. Среди аргументов Пан Ги Муна был и другой, наиболее важный. Официальный Дамаск препятствует работе наблюдателей ООН. Им не разрешают пользоваться вертолетами, отслеживают каждый шаг и каждое слово. Ежели что не так — могут выслать из Сирии, а то и арестовать как шпионов. К слову, каждый наблюдатель может превратиться в шпиона только из-за своего гражданства и национальности.
Если верить Пан Ги Муну, то нормально работать в таких условиях наблюдателям ООН в Сирии невозможно. К такому же выводу приходят Соединенные Штаты. На днях в Брюсселе Хиллари Клинтон пока еще вежливо предупредила Башара Асада, что ему лучше соглашаться с мнением международного сообщества и поменьше надеяться на Москву и Пекин. С Клинтон согласился глава Пентагона Леон Панетта, прибывший в Брюссель вместе с главой Госдепа. Комментируя ситуацию в Сирии, Панетта дал понять, что США и их союзники по НАТО не исключают военного вмешательства. Для этого Вашингтону и НАТО нужно одобрение международного сообщества.
Читайте также: Уничтожить Сирию: миссия выполнима?
Доклад Пан Ги Муна, обвиняющий Башара Асада в саботаже плана Аннана, будет рассматриваться сегодня в Совбезе ООН. Что решат члены Совбеза — пока неизвестно. Россия и Китай однозначно скажут военной интервенции "нет". Одновременно с заседанием Совбеза по Сирии в Париже пройдет аналогичное мероприятие — саммит министров иностранных дел стран-"друзей Сирии". Как сказал глава французского МИД Ален Жюппе, итогом дискуссии станет "твердое заявление" в отношении режима Башара Асада. Как и Пан Ги Мун, Жюппе обвинил сирийского президента в препятствовании работе наблюдателей ООН. По словам главы МИД Франции, эти препятствия, как и "продолжение сирийским режимом репрессий против народа", противоречат международным обязательствам Дамаска и требуют "жесткого вмешательства международного сообщества".
За этой звучной риторикой и железной логикой скрывается намеренное игнорирование фактов. Мир итак уже понял, что режим Башара Асада был поставлен ООН в патовую ситуацию и был вынужден применять оружие. Этой патовой ситуацией и объясняется то, что армия и техника остаются в сирийских городах. Боевики оппозиции из Хомса или Дераа никуда не исчезли, только сказали пару хороших слов в день прекращения огня и спрятали на время автоматы. Как шум стих, так они снова начали стрелять.
Войска вынуждены отвечать. Кроме этого, боевики не только стреляют из автоматов. Замаскировавшись под мирных граждан, они устанавливают на дорогах мины, в жилых домах — растяжки. Разумеется, люди гибнут. Здесь в бой вступают солдаты другой войны — информационной. В руках журналиста "Аль-Арабии" или "Джазиры" убитый при разрыве растяжки сириец превращается в "жертву режима Асада". Таким же образом освещаются этими каналами действия правительственных войск. "Джазира" сообщает об обстреле сирийскими военными лагерей на турецкой территории и даже выкладывают видео.
Только вот на видео запечатлены люди, которые стоят в полный рост и ни от каких пуль не прячутся. Даже если не брать в расчет версию, что звук наложен на отдельно снятое видео, обстрела нет — есть стрельба где-то на сирийской территории. А это несколько разные вещи", — рассказала GTimes о работе катарского канала в Сирии сирийский журналист Анхар Кочнева. "10 апреля они тоже самое пели о танках в дамаскском районе Кафер Суса. Я езжу туда за покупками. Уверяю, никаких танков там нет и никогда не было", — сообщает журналист из Дамасска.
Читайте также: Смертельный репортаж из Сирии
Ситуация с наблюдателями, их национальностями и вертолетами для них заслуживает отдельного разговора. "Башар Асад смотрит, какие страны поддержали так называемый "Сирийский национальный совет" Бурхана Галиуна. Этот совет поддержали Франция, Британия, Турция, монархии Персидского залива. Понятно, что эти страны будут изо всех сил стараться, чтобы именно их наблюдателей по Сирии слышали и видели во всем мире. Понятно, что отзывы этих наблюдателей будут крайне предвзятыми. Башар Асад это прекрасно понимает и тщательно следит за личностями наблюдателей, в том числе за их национальностью", — сказал в интервью Gtimes военный эксперт Анатолий Цыганок.
"Почему Дамаск не разрешил наблюдателям использовать свои вертолеты? Правительство САР четко понимает, что вертолеты миссии Аннана будут не просто перевозить людей., но и производить аэрофотосъемку стратегических объектов, в первую очередь, сирийских систем ПВО. Сирия справедливо опасается, что ее системы ПВО и военные базы могут быть подвергнуты нападениям. Так как вертолеты ООН пользуются правом неприкосновенности и экстерриториальности, у сирийских властей нет права их проверять на наличие соответствующей аппаратуры. Что они будут делать в воздухе, никому не известно. Дамаск предложил наблюдателям взамен свою авиацию, за что был подвергнут резкой критике ООН"., — сказал эксперт.
В интервью иорданскому журналу "Аль-Гад" Мухаммад Шаляби, глава салафитов Иордании, известный по прозвищу "Абу Сайяф", признался в переброске вооруженных боевиков в Сирию. Салафиты практически никогда не лгут насчет таких вещей. То, что Сирия — это проходной двор для исламистов всего мира, стало давно секретом Полишинеля. Но об этом уважаемый генсек ООН в своем докладе предпочел умолчать. Молчат и "Друзья Сирии", которые собрались сегодня в Париже. Режим Башара Асада должен уйти, и точка. Если не уйдет добровольно, ему в этом помогут.