Самый большой доход за прошлый год в российском правительстве задекларировал вице-премьер и полпред президента в Северокавказском федеральном округе Александр Хлопонин. Он получил 484 миллиона рублей. С такими деньгами сидеть на пороховой бочке под названием "Кавказ" как-то неуместно. Зачем миллионеру эта должность и зачем социально-неблагополучному региону далекий от этих проблем руководитель?
Президент России Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин вместе не заработали столько, сколько один Александр Хлопонин, вице-премьер и полпред президента в СКФО. Первые лица государства задекларировали доход в 3,4 и 3,7 миллиона рублей соответственно. А Хлопонин в сто сорок раз больше - 484 миллиона рублей. Он обогнал по доходам даже супругу своего коллеги Игоря Шувалова Ольгу, уже не первый год поражающую народ своими неприличными для жены чиновника доходами. Она со своим фондом заработала 365 миллионов рублей, в то время как муж - лишь 9,6 миллионов рублей.
Другие вице-премьеры тоже "вкалывали за копейки". Владислав Сурков получил лишь 5 миллионов рублей, Дмитрий Рогозин - 4,2 миллиона рублей, Виктор Зубков - 3,8 миллиона рублей вице-премьер Игорь Сечин - 3,09 миллиона рублей, а вице-премьер Дмитрий Козак - 3 миллиона рублей.
В 2010 году и Хлопонин заработал более-менее соотносимую с этими цифрами сумму - 23,2 миллиона рублей. За счет каких источников ему удалось повысить доходы в 20 раз в 2011 году? Скрывать, как оказалось, нечего. Представитель вице-премьера Наталья Платонова сразу же после публикации деклараций о доходах пояснила: миллионы чиновнику принесла продажа акций "Норникеля".
В прошлом году ОАО "ГМК "Норильский никель" занималось выкупом собственных акций у акционеров. В результате стоимость компании и ее бумаг упала, и менеджмент списал один миллиард четыреста тысяч долларов. Конфликтующий с олигархом Владимиром Потаниным совладелец "Норникеля" Олег Дерипаска обвинил руководство компании в отмывании средств в ходе обратного выкупа акций. Но Хлопонина и других акционеров, избавившихся от ценных бумаг до того, как они подешевели, этот судебный спор уже не касается.
В собственности у полпреда остались 16 земельных участков в России и один - самый большой - за рубежом, в Италии, вместе с роскошным особняком. Общая площадь владений Хлопонина - два гектара под индивидуальное жилищное строительство и один гектар под рекреационные цели.
Хлопонин - единственный член правительства, обладающий собственным катером. Кроме того, у него есть автомобили Bentley Arnage, Мерседес-Бенц СL 65 AMG, мотоцикл Харлей-Дэвидсон и другая техника, которой он владеет совместно с женой. Наталья Зурабовна Хлопонина, кстати, тоже человек не бедный, и на дизайне интерьеров сумела заработать в прошлом году 4,8 миллиона рублей.
Для сравнения: средняя зарплата жителей Ставропольского края составляет 15 тысяч рублей, а средний доход жителей Северного Кавказа - лишь 120 тысяч рублей в год. Благосостояние Хлопонина в 2011 году было выше, чем у жителей вверенного ему региона, в 7 тысяч раз! В 2010 году - в 200 раз. А ведь ко всему этому еще добавляются служебные машины, квартиры, бесплатный отдых, медицина, питание, обслуживающий персонал. В какой демократической стране мира возможен подобный разрыв?
Как же столь богатый Хлопонин очутился в самой горячей точке России, где, между прочим, госслужащие - главная мишень террористов, и зачем ему это было надо? Как писал журнал Forbes со ссылкой на источники в правительстве, Хлопонин сам просился на повышение, будучи губернатором в Красноярске. А в это время в Кремле созрела идея направить на Северный Кавказ спецпредставителя от правительства и президента. Так и родилась двойная должность Хлопонина. И его состояние назначению не только не помешало, а наоборот, поспособствовало.
- Как человек достаточно состоятельный, он меньше подвержен коррупции, которая, в принципе, является большой проблемой для российской системы власти и очень большой проблемой для Северного Кавказа, где это еще и исторически обусловлено кланово-родственными отношениями, - прокомментировала корреспонденту GTimes эксперт Центра политической конъюнктуры Оксана Гончаренко. - Я не вижу ничего плохого в том, чтобы люди, состоявшиеся в бизнесе, имеющие собственный капитал, участвовали в системе госуправления. И во многих странах мира это не является препятствием. Поэтому с точки зрения борьбы с коррупцией это скорее благо. Человек с личным состоянием не заинтересован в том, чтобы свои интересы реализовывать за счет государственных средств.
- Зачем самому бизнесмену эта хлопотная работа?
- Ну, он начал делать карьеру федерального политика, и я не думаю, что он ходил и просил назначить его полпредом президента на Северный Кавказ. Так сложились обстоятельства. Есть назначения, которые чиновники принимают и не имеют возможности от них отказаться. Здесь своеобразный вызов, очень трудная задача, с которой он справляется по поручению президента.
- А он справляется? Как бы вы оценили его успехи?
- Большая работа проделана по привлечению инвестиций в регион. И во взаимодействии с главами регионов Северного Кавказа достаточно активно Хлопонин работает по претворению этих проектов в жизнь. Где-то более успешно, где-то менее успешно. Но в целом некоторое оживление бизнеса на Северном Кавказе происходит. Не скажу, что это только его заслуга, но он старается в этом участвовать. Его инициатива по развитию общественного диалога для обсуждения конфликтов менее результативна. Но, учитывая культурную специфику региона, это ожидаемо. Чтобы построить подобие общественного диалога, нужно долгое время.
Ясно, что карьерист-полпред в СКФО засиживаться не будет, и как только позовут вверх по служебной лестнице, так сразу регион и покинет. И свои миллионы, освободившиеся после сбыта акций "Норникеля", в разработанный им проект северокавказского туристического кластера не вложит. А зря: хорошая была бы реклама.