В Карачаево-Черкесии общественность готова митинговать с требованием отзыва сенатора Вячеслава Дерева. Он задел честь видного бизнесмена Рауля Арашукова, отправленного в отставку с поста главы "Ставропольрегионгаза" в рамках борьбы с коррупцией в энергетической отрасли. Сам Дерев считает протесты информационным шумом, заглушающим расследования громких политических убийств последних лет. Насколько накалена ситуация в республике, выясняла корреспондент GTimes.
Совет старейшин черкесского народа, которого больше всего взволновали высказывания Вячеслава Дерева в адрес Рауля Арашукова, планировал митинг на минувшую субботу. Организаторы отменили акцию, по их же словам, только из-за того, что побоялись массовых беспорядков. Но не исключено, что они просто не смогли бы собрать достаточное количество протестующих, чтобы добиться отставки представителя республики в Совете Федерации.
Вячеслав Дерев в вызвавшем общественный резонанс интервью всего-навсего назвал Арашукова "газовым олигархом" и связал его недавнее увольнение из "Ставропольрегионгаза" с антикоррупционной кампанией в энергетическом секторе. Самого Дерева в ответ вполне можно назвать "водочным королем", так как он является президентом одного из крупнейших производителей алкоголя в России ООО "Меркурий 2".
И Дерев, и Арашуков - черкесы по национальности, но они представляют собой два противоборствующих в данный момент клана. Соответственно, и за отставку Дерева выступают далеко не все черкесы. Собственно говоря, поначалу зашевелились лишь земляки Арашукова из Адыге-Хабльского и Хабезского муниципальных районов и Совет старейшин черкесского народа.
Поднять на митинг пару сел совсем несложно, отметил в разговоре с корреспондентом GTimes политолог Борис Урусов. А Совет старейшин сейчас расколот на две части. В середине декабря прошлого года Анатолий Тамазов в отсутствии большинства старейшин провел выборную конференцию, на которой его утвердили председателем совета. Легитимная конференция была намечена неделей позже. И когда ее участники узнали, что Тамазов узурпировал власть, они решили создать другую организацию, а этот совет объявили вне закона.
После антидеревского выступления Тамазова оказавшиеся за бортом старейшины и общественное движение "Адыгэ Хасэ - Черкесский парламент" Карачаево-Черкесии выступили против отзыва сенатора, напоминает Урусов.
Однако помимо селян и сомнительной организации старейшин с просьбой к главе Карачаево-Черкесской Республики Рашиду Темрезову отозвать Вячеслава Дерева из Совета федерации вчера обратился глава Федеральной национально-культурной автономии черкесов России Александр Охтов. Если его единомышленники занимали малопродуктивную позу обиженных, то он встал в позицию нападающего. Он готовит серьезный компромат на самого Дерева, связанный с криминальной монополизацией водочного бизнеса в Карачаево-Черкесии.
Охтов обещает указать факты поджогов торговых павильонов и опубликовать видеосвидетельства исполнителей этих преступлений, заказанных Вячеславом Деревым, "документально оформленные материалы прокурорского расследования, рассказы живых свидетелей, в том числе самих пострадавших, в отношении которых до сих пор продолжаются нарушения прав человека и гражданина РФ".
"Во многих случаях причиной сожжения было то, что они торговали не "деревской" водкой, и потому стали жертвой "деревского захвата" рынка торговли водкой. Кроме этого существует масса людей, которые пострадали от своих политических взглядов, не совпадавших со взглядом Вячеслава Дерева, даже люди не причастные к политике", - говорится в обращении Охтова.
По мнению Бориса Урусова, Александр Охтов не из тех людей, что бросают слова на ветер. Но все же пока что, подчеркивает политолог, все разборки между черкесскими организациями проходят в эпистолярном жанре и на страницах газет. Говорить о грозящей дестабилизации обстановки рано, полагает он: "Посмотрим, что он опубликует и сколько народу после этого выйдет на улицы, тогда будет понятно дальнейшее развитие ситуации".
Сам Вячеслав Дерев обвинениям был очень удивлен: "То, что я сказал - это часть моей работы сенатором. Что я сказал нового? То, что Рауля Арашукова убрали с газовой промышленности, что его сын ездит на пяти машинах? Об этом и так знает вся республика", - заявил он журналистам в уверенности, что до смещения его с поста дело не дойдет.
Кроме того, Дерев высказал предположение, что протесты против него просто создают информационный шум, заглушающий страсти вокруг двух громких убийств 2010 года - советника президента Фраля Шебзухова и лидера молодежного движения Аслана Жукова. Так что за организаторами этой кампании, по словам сенатора, стоят "силы, заинтересованные в том, чтобы отвлечь от них и дестабилизировать обстановку в республике", - заявил сенатор.
Активиста "Адыге-Хасэ" Аслана Жукова застрелили в Черкесске 14 марта 2010 года. С повинной к правоохранителям пришел 35-летний Расул Аджиев, уверяя, что убил Жукова из ревности. 26 марта этого года городской суд Черкесска забраковал бытовую версию и признал Аджиева невиновным. Следствию придется снова засучить рукава.
Фраль Зуль-Карнеевич Шебзухов был сначала избит, а потом застрелен в мае 2010 года. Недавно следствие арестовало трех подозреваемых в этом преступлении. Они уже дали признательные показания. Но, конечно, в таких резонансных делах всегда важнее добраться до заказчиков. А они, как намекает Дерев, и стоят за кампанией по смещению сенатора. Политолог Борис Урусов тоже не исключает версию о том, что протесты призваны отвлечь внимание от расследования этих убийств.
Между тем родственники убитого депутата-карачаевца Ислама Крымшамхалова тоже устраивают митинги в Черкесске. Он был убит еще в 2009 году. Следствие назвало подозреваемого, который сейчас скрывается за границей. Но это опять-таки исполнитель. Родня и земляки Крымшамхалова уверены, что расследовать дело мешают власти.
У многих жителей республики еще свежи в памяти события 2004 года, когда в Карачаево-Черкесии на даче Али Каитова, зятя действовавшего на тот момент президента республики Мустафы Батдыева, были убиты 7 бизнесменов. Многотысячная толпа вышла на митинги и захватила здание правительства, требуя отставки главы КЧР. Мустафа Азрет-Алиевич тогда на своем посту усидел. Нынешнего главу республики Рашида Темрезова, сменившего Бориса Эбзеева в прошлом году, считают "человеком Батдыева", отсюда и соответствующее восприятие новой-старой власти. Впрочем, к кампании за отставку сенатора это уже имеет опосредованное отношение.