Звиад Гамсахурдиа занимает третье место в рейтинге проекта Первого канала грузинского телевидения "Большая десятка Грузии". Мнений о первом грузинском президенте множество. Одни считают его спасителем страны, другие - диктатором и авантюристом, а кто-то называет его лучшим президентом. В современной Грузии у его деяний много сторонников.
"Мераб, Грузия захвачена. Мы должны ее освободить", - с такими словами Звиад Гамсахурдиа обращался к своему другу, национальному герою Мерабу Костава.
У Гамсахурдиа изначально было несколько единомышленников, хотя со временем они отделились от него. Кто-то подвергся давлению, кто-то начал получать деньги от КГБ СССР, были и другие причины. Эти люди остались патриотами, но больше не смогли продолжать активную политическую деятельность, потому что бороться против Советской империи голыми руками тогда было невозможно.
В марте 1991 года был проведен референдум, где обсуждался вопрос, быть Грузии независимой или остаться в составе СССР. 99 процентов населения страны проголосовали за независимость, и 9 апреля 91 года, под руководством Звиада Гамсахурдиа, Грузия получила свободу.
Встал вопрос, или оставаться под влиянием России, или перейти под влияние США. Гамсахурдиа был против и первого, и второго. Он старался сделать так, чтобы Грузия оставалась самобытной, нейтральной страной, чего ему не смогли простить большие государства.
Рассказывает Дали Квирия, пресс-секретарь общественного движения "Круглый стол":
"Мне особенно запомнилась свойственная ему форма замечаний, которая больше походила на ласку. Он был настоящим лидером. С его стороны всегда исходили идеи и задания. Я мал встречал таких трудолюбивых и полных ответственности людей. Он никогда не опаздывал на встречи и никогда не перекладывал свои дела на других. "Сделать нужно мне, и не лучше будет сделать это вовремя?" - говорил он.
Батоно Звиад был несравненным тамадой. Он очень любил грузинские народные песни и был их прекрасным исполнителем. Также хорошо он исполнял и церковные песнопения.
Звиад Гамсахурдиа имел музыкальное образование. Произведения классиков он исполнял на профессиональном уровне. Был добродушным и теплым человеком. Для него не существовало слова "забыл". Большое место в его жизни занимала любовь к грузинской культуре и вере. Он был верующим человеком, досконально знал церковные обряды и все грузинские традиции.
Воспитанный на западной культуре, он неустанно переводил европейскую и американскую литературу. Дружил с диссидентами из нескольких стран. Его деятельность и политика были по-настоящему высокоморальными".
Мака Размадзе, журналист:
"Первое телевизионное выступление Звиада Гамсахурдиа состоялось именно во время моей передачи. Это была передача "Квириаке", которая транслировалась в прямом эфире. Часто я сама слышала, как Звиад, Мераб Костава и Луиза Сакиашвили, распивая красное вино, пели в три голоса. Необыкновенно. Это были незабываемые вечера.
Звиад очень нравился женскому обществу, и женщины своей бессмысленной и чрезмерной активностью оказали ему очень плохую услугу".
Отец Арчил Миндиашвили:
"Батоно Звиад был благословлен Богом. Звиад мог вывести Грузию из ада".
Теймураз Коридзе, единомышленник Гамсахурдиа:
"Когда его почти единогласно выбрали председателем Верховного совета, я хотел его поздравить и разыскал. Он сидел в маленькой комнате в одиночестве и что-то писал. Поздравляю! - сказал я вслух. Он поднял глаза, в которых я прочел удивление. "С чем поздравляешь, разве мы боролись за это?" И правда, зачем было поздравлять с получением новой ноши? Вновь борьба на жизнь или на смерть? Снова вставать против очередных испытаний? Власть для него была одним из средств для одухотворения свободной Грузии.
Я был министром образования во время правления Звиада. Для него образование было приоритетом в стране, мы в министерстве много работали на проектах, но никогда не было случаев, чтобы Звиад вмешивался в нашу работу".
Нодар Савтваладзе, депутат парламента при Гамсахурдиа:
"Звиад уже был президентом , когда мы уехали по делам в западную Грузию. По дороге мы зашли в деревню, где жила моя 86-летняя бабушка. Там был и мой брат, они угощали нас. Звиад был тамадой. И когда он пил тост за мою старую бабушку, он встал на колени и поцеловал моей бабушке руки. Он обожал старших, любил общаться с ними".