Русский язык в Грузии в последние годы стал элитарным. Единственная организация, которая бесплатно и на хорошем уровне его преподает - это Общество Ираклия Второго. На этой неделе обучение закончил четвертый поток студентов. Сертификаты получили 100 молодых людей, и это самая большая группа, принять которую удалось благодаря поддержке фонда "Русский мир". Но желающих овладеть языком соседней страны, объявленной вражеским государством, гораздо больше.
Молодые грузины плохо знают русский язык. Даже те из них, кто ничего против русской культуры не имеют и с огромным любопытством и уважением посещают Россию, настолько беспомощно пытаются подобрать слова в разговоре, что их даже становится жалко. Конечно, для них это язык не родной. Но все соседствующие с Россией страны поощряют изучение русского, чтобы иметь нормальные отношения с северной державой.
А Грузия под управлением "последнего цитирующего по памяти стихи Пушкина" президента изживает русский из своего культурного пространства. При этом детки самого Михаила Саакашвили учат русский. С репетиторами. А вот народу, не имеющему лишних средств, правительство страны предлагает бесплатно учить английский, благо курсов по нему расплодилось пруд пруди.
Русские сектора в школах, где раньше половину предметов преподавали на русском языке, планомерно закрываются. Первым иностранным изучают английский, вторым - французский. Министерство образования заверяет, что все это по желанию самих школьников, считающих русский язык неперспективным. Экзамен по русскому в качестве иностранного в этом году выбрали только 17 процентов выпускников, в то время как английский - 83 процента. Как сказано в заявлении министерства, это "уникальный и важнейший итог реформ".
Язык выдавливается повсюду. В ресторанах действует негласный запрет на русские песни. На экранах запретили дублированные на русский зарубежные фильмы. В храме Святого Иоанна Богослова службы на церковнославянском все чаще заменяются грузинскими. Исчезают русские названия населенных пунктов: село Свободное Лагодехского района стало вдруг Давитиани, населенное молоканами село Красногорск Сагареджойского района переименовали в Сатапле, а село Богдановка этого же района - в Мзисгули. Студентам вузов не рекомендуется обращаться к русским источникам, когда они пишут курсовые и дипломные работы.
И вдруг на фоне всех этих потуг избавиться от "имперского" наследия, каким объявлена российская культура, в Грузии набирают популярность бесплатные курсы русского языка, организованные Обществом Ираклия Второго. Только что завершила обучение последняя, самая многочисленная группа студентов - 100 человек. Кто помогает Обществу в этом благородном деле и почему русский остается востребованным, вопреки государственной политике, корреспондент GTimes узнавал у председателя организации Арчила Чкоидзе.
- У нас много русскоязычного населения. Люди сперва нам помогали абсолютно бесплатно. Немножко финансировала грузинская диаспора, в том числе председатель Всемирного конгресса народов Грузии, петербургский бизнесмен Александр Эбралидзе. А сейчас это уже четвертый поток, и открыть его нам помог фонд "Русский мир". Благодаря ему мы смогли взять на курсы сразу 100 студентов, которые изучают не только язык, но и историю России, богословие, историю Русской церкви и литературу. В Грузии очень много молодых людей от 15 до 30 лет, которые хотят изучать русский язык, но у нас нет возможности помочь им всем. На следующий поток, который начнет заниматься в сентябре, уже записаны 400-500 человек, но мы сможем взять максимум 100.
- Почему они стремятся изучать язык, признанный языком вражеского государства, язык, который власти выживают из культурного пространства?
- Я бы не сказал, что Россия - вражеское государство. Да, так говорят те грузинские СМИ, которые контролируются режимом Саакашвили. Но люди думают иначе. 2-3 месяца тому назад американская компания провела опрос, который показал, что 80 процентов грузин хотят добрососедских отношений с Россией. В Грузии 20 процентов русскоязычного населения: армяне и другие национальности. Кроме того, в Грузии много казахских и российских компаний, которые берут на работу только со знанием русского языка.
- Тем не менее бесплатных курсов английского сейчас в Грузии больше, чем русского. Влияет ли это на мировоззрение молодых грузин?
- Да, в Грузию привезли несколько тысяч учителей английского. Они не столько знают язык, сколько приносят западную культуру в Грузию. Это такие миссионеры, агентура запада. Их зарплата около 1500 долларов, которую они получают от западных ультралиберальных организаций. И, как не парадоксально, грузинское государство также дает им по 500 лари, или около 300 долларов, на карманные расходы, в то время как зарплата заслуженного учителя грузинского языка не превышает 300 лари (200 долларов). Русские школы закрывают, уничтожают. Реально они почти не существуют. Их нужно открывать, но есть большие проблемы с финансами. Мы получили грант в 10 тысяч долларов, из которых 20 процентов забрало в виде налога государство. Так что мы организовали полугодовое обучение ста человек за 8 тысяч долларов. Сейчас обращаемся к бизнесменам, фондам, государству, чтобы лучших наших студентов свозить в Россию. Чтобы они осознали, что Россия не враг, а наоборот, если бы не помощь России в 18 веке, Грузия бы как государство не состоялась.
Отчасти, конечно, Россия сама устранилась от обязанности поддерживать интерес к русской культуре и литературе в Грузии. Она отказалась содержать русские школы и до вот этого гранта от "Русского мира" никак не способствовала изучению русского языка, полагая, что это больше нужно самим грузинам. Таким образом, упущено уже два поколения грузинской молодежи, ориентированной теперь только на западные ценности и западный же взгляд на мировую политику.
Но потеряно далеко не все. По данным свеженького опроса, проведенного с помощью репрезентативной выборки в столице Грузии, русским языком владеют 96,3 процентов тбилисцев, причем 36 процентов считают, что знают его в совершенстве. В провинции, должно быть, дела обстоят хуже, но на курсы русского в других городах страны Общество Ираклия Второго, названного в честь царя, подписавшего Георгиевский трактат, еще не отыскало спонсоров.