"Я не знаю, что нам, женщинам, дается легко. Но каждая из нас способна влиять на происходящее, изменять реальность каждый день". Так считает Нино Цихистави - председатель совета организации "Сеть Кавказских Женщин" и координатор НПО "Приоритет прав человека". Нино Цихистави - одна из тех, кто помогает женщинам в Грузии противостоять домашнему насилию.
- В 1997 году я вместе со своими единомышленницами основала "Сеть Кавказских женщин". По-английски наша организация называется Caucasian Women Network. Название мы придумывали сообща. Нам хотелось соединить в нем женскую проблематику, территориальную принадлежность - Кавказ, и еще мы использовали достаточно редкое в то время слово "сеть" - "network". В 90-е годы прошлого века идея создания организации, которая бы занималась именно вопросами защиты прав женщин была очень актуальна, можно сказать, что она просто "витала в воздухе". Тогда в Грузии только начинал развиваться неправительственный сектор, мы все - энтузиасты, довольно хорошо знали друг друга и взаимодействовали.
- Есть ли конкуренция среди НПО в Грузии?
- Конечно, есть. Думаю, если конкуренции нет, это обозначает только одно - это бесперспективное и неинтересное направление работы. Конкуренция есть, и она должна быть во всем. Это нужное, важное явление, стимулирующее развитие.
- Расскажите об истории "Сети", ваших достижениях, наработках.
- У нас бывали разные времена. Мы воплощали громкие, масштабные программы, иногда бывали и перебои с финансированием проектов, тем не менее мы не прекращали своей работы.
О жертвах насилия во время августовской войны
- Калбатоно Нино, мне известно, что ваша деятельность не ограничивается исключительно работой в НПО "Сеть Кавказских женщин", вы так же выступаете координатором организации "Приоритет прав человека". Из названия ясно, в каком направлении ведется работа. Расскажите об этом более подробно, возможно, в последнее время вами были проведены какие-то значительные акции?
- 8 марта, в Международный женский день, организации "Приоритет прав человека" и "Сеть Кавказских женщин" внесли иск в Страсбургский суд. Дело касается факта изнасилования жительницы одного из сел Горийского района во время августовской войны. В адрес потерпевшей нарушено несколько статей Евроконвенции, а также нормы международного права. Несмотря на то что в момент совершения данного преступления Грузия не осуществляла контроль в зоне конфликта, избежание факта было возможно путем предупреждения и эвакуации населения, до начала боевых действий.
Мы решили обратить на произошедшее внимание общественности и прошли по проспекту Меликишвили.
Читайте также: Грузинской полиции Страсбург не указ
Подаче иска предшествовала большая и сложная работа. Мы с первого дня прибытия беженцев в Тбилиси были вовлечены в процесс сбора информации о том, что же происходило с мирными жителями нашей страны в дни августовской трагедии. Эти жуткие истории мы выпустили отдельной книгой "Война. Право. Мир", ее презентация состоялась 18 января 2011 года. Но не только для этого мы выслушивали признания жертв насилия. Мы считаем очень важным разобраться в том, что происходило, и покарать виновных. Этим будут заниматься соответствующие органы, нашей задачей было собрать свидетельства очевидцев и потерпевших, задокументировать и передать в суд. Во время войны, к сожалению, довольно часто применяется такая практика - унижение, поругание мирного населения. Обижают и женщин, и детей. Это делается для того, чтобы подорвать боевой дух, выместить злобу на тех, кто слабее, кто не может как следует постоять за себя.
- Вы не преувеличиваете?
- Нет, это правда. Вспомним первый грузино-абхазский конфликт. В то время было много случаев изнасилования женщин и детей. Вы не думайте, что подобные зверства происходили только в Грузии, нет, на всей территории бывшего Советского Союза. Насилие в конфликтных и пост-конфликтных зонах - крайне распространенное явление! Пугает другое - не было ни одного случая расследования преступления и наказания виновных. Сам факт расследования подобных случаев очень важен для всех сторон конфликта, для укрепления позиции женщин и их безопасности. Согласно международным конвенциям ООН, изнасилования женщин рассматриваются как преступления против человечества.
Мы успешно передали документы в Страсбургский суд и довольно скоро получили ответ, что наше дело принято к рассмотрению, и теперь с нетерпением ждем результатов.
О домашнем насилии
- Ваша коллега, правозащитница из Литвы, Сауле Видринискайте отметила: "Нарушение прав женщин происходит не во время войны. Оно происходит в собственном доме". Война войной, но в этом городе, в этой стране каждый день творится зло...
- Наша статистика гласит о том, что каждая четвертая женщина является жертвой домашнего насилия. Кроме того, каждая седьмая беременная женщина страдает от семейного рукоприкладства. В Грузии до сих пор остается крайне непопулярным обращаться в таких ситуациях в полицию. Главная критика, которая исходит от нашей организации по средствам СМИ и прямых обращений в соответствующие государственные органы, касается того факта, что у нас до сих пор не начала "работать" целая глава в законе о домашнем насилии, принятом еще в 2006 году. Эта глава касается превенции (профилактики) домашнего насилия. Мы рады тому, что по закону можно вызвать полицию и на время ограничить контакт между жертвой и обидчиком (насильником). Но все же очень важно заставить работать положение о превенции.
- Скажите, изменилась ли ситуация в этой сфере за последнее время?
- Думаю, что да. Мы многого добились. Когда наша организация только начала работать над проблемой домашнего насилия, мы столкнулись с отсутствием такого термина в правовом лексиконе. Существовало понятие "семейный конфликт". Знаете, как с ним боролись?
- По старинке, делали выговор дебоширу?
- Верно. Приходил инспектор из милиции (позже полиции) и проводил с виновным разъяснительную беседу, просил больше не хулиганить в будущем. Сами понимаете, что это было малоэффективно. Мы очень довольны тем, что ситуация и отношение к домашнему насилию начинает постепенно меняться.
Читайте также: Полиция берет грузин в руки
- Ваша организация оказывает психологическую помощь?
- Я не назвала бы это психологической помощью. Хотя после беседы с нами жертва насилия, либо потенциальная жертва, чувствует себя более уверенной в своих силах, ведь очень важно осознание возможности противостояния в абсолютно любой, даже самой трудной ситуации. Чаще всего насильник добивается именно того, чтобы жертва потеряла надежду на то, что этому насилию можно противостоять. Агрессор использует целый комплекс последовательных приемов, чтобы добиться полного подчинения потерпевшей стороны своей воле. Зачастую этого добиваются путем контроля над всеми действиями жертвы, путем изоляции, запугивания и шантажа.
- Вам не кажется, что во многом женщины продолжают терпеть унижение и домашнее насилие из-за финансовой несостоятельности? Потому что бояться, что не смогут прокормить себя и детей в случае развода?
- Финансовая независимость жертвы - это приличный кусок этого "пирога", но далеко не весь "пирог". В моей практике встречались дамы, которые работали на высокооплачиваемых работах, но страдали от домашнего насилия в течение продолжительного времени. Бывают случаи, когда в семье работает только супруга. Ее "вторая половина" сидит дома, существует за ее счет и при этом ревнует, оскорбляет. Мужчина недоволен тем, что кормилица ходит на работу, и зачастую запрещает ей ездить в командировки.
- Я думаю, что серьезную роль играет и окружение.
- Безусловно, если женщина знает, что она может прийти в семью своих родителей и получить помощь, поддержку, вернуться в родной дом после развода, она ощущает себя сильной. К сожалению, у нас довольно часто семья реагирует наоборот. Это звучит так: "Ты должна во что бы то ни стало сохранить семью". Несмотря на это, итоги опроса среди жертв и потенциальных жертв домашнего насилия свидетельствуют о том, что в первую очередь они ожидают поддержки и получают помощь именно от своей семьи - такой ответ был на первом месте. Также упоминались подруги, соседи и даже семья агрессора (мужа). И только на пятом месте - полиция. Я не хочу, чтобы у вас сложилось ложное представление о ситуации в семье. Не всегда женщина выступает жертвой, случаются и противоположные ситуации, в которых страдают мужчины. Хотя следует заметить, что это очень малый процент случаев.
- Как часто женщины обращаются к вам за помощью?
- Мы не ведем учета посещения нашего офиса жертвами и потенциальными жертвами домашнего насилия, но могу сказать, что их довольно много. Нам можно позвонить и договориться о встрече, прийти и получить реальную помощь в виде юридической консультации (узнать о своих правах и возможностях). Наш телефон - 2 988 695, наш адрес - Тбилиси, ул. Асатиани, 10.
Беседовала Нато Бердзенишвили