Михаил Саакашвили пообещал грузинскому народу вернуть Крестовый монастырь, находящийся в Израиле. Этот Монастырь был построен грузинским монахом Савсели в 30-е годы 11 века, а с 17 века он перешел в подчинение Патриархии Иерусалима. Оппозиция обвиняет президента в лже-обещаниях, а представители израильского духовенства говорят, что никому отдавать свои святыни не намерены.
Запутанная история о якобы начавшихся переговорах по возвращению Грузии Крестового монастыря началась 25 февраля 2012 года в Гори. Тогда, на встрече с военнослужащими Михаил Саакашвили заявил: "Некоторое время тому назад я создал группу, которая работает над вопросом возвращения и выкупа Крестового монастыря в Израиле, в связи с этим нашему посольству дано задание наладить тесные контакты с правительством Израиля. Мы им благодарны за то, что они до сих пор защищали монастырь. Это вопрос, который я поставил при первом моем визите. А сейчас должен подняться вопрос о возвращении этого монастыря Грузинской Церкви".
Израильская сторона факт каких-то переговоров отрицает. Пресс-секретарь Министерства иностранных дел Израиля Игаль Палмор не припоминает разговоров о возвращении монастыря: "Никаких переговоров не было и нет", - заявил он.
Заместитель министра иностранных дел Грузии Нино Каландадзе оценивает визит Григола Вашадзе в Израиль: "Что касается визита министра, он официально поставил этот вопрос".
Патриарх Иерусалима Феофил III в беседе с журналистами отметил: "О переговорах с Грузией по поводу передачи этого монастыря мне ничего не известно. Понятия не имею, о чем беседуют Саакашвили, Каландадзе и Руруа. Правительство Израиля никогда не старалось передать наше имущество кому-нибудь. Это подтвердило нам и Министерство иностранных дел Израиля. По заявлению грузинской стороны, они тоже удивлены. Несколько дней тому назад мы встретились с министром иностранных дел Грузии Григолом Вашадзе, хотя на этой встрече не было сказано ни одного слова по вопросу монастыря".
О ситуации вокруг находящейся на израильской территории святыни распространяется самая противоречивая информация. По словам грузинских высокопоставленных лиц, ведутся переговоры о выкупе Крестового монастыря, а представители государства Израиль и духовные лица говорят, что не имеют представления, о чем рассуждает президент Грузии и его команда.
Пресс-спикер грузинского президента Манана Маджгаладзе не конкретизирует, как именно проходит переговорный процесс. Она заявляет: "Надеемся, что председатель парламента Давид Бакрадзе будет иметь возможность вести переговоры, которые уже начаты".
Распространяется информация, что до визита в Израиль Давид Бакрадзе встретился с только что вернувшимся оттуда патриархом Илией II, который посетил Крестовый монастырь. После заявления президента о передаче монастыря грузинской стороне представители ГПЦ сделали специальное заявление и объяснили, что не участвовали в этих процессах, да и вообще понятия о них не имеют.
Бывший посол Грузии в Израиле Лаша Жвания говорит, что монастырь непременно должен вернуться Грузии, но готовить работу в этом направлении нужно с большой осторожностью, с учетом восточного характера и специфики. По словам Жвании, грузинское правительство своим спонтанным решением и неразумными беседами может еще больше усугубить ситуацию, и что решение этого вопроса без вмешательства Патриархии недопустимо.
Что же происходит на самом деле? Как всю эту историю оценивают представители оппозиции? Они говорят, что правительство должно извиниться перед грузинским народом за такую откровенную ложь. А представители власти утверждают, что переговорный процесс действительно запущен, только подробности держаться в строжайшем секрете.
Леван Вехвадзе (христиан-демократ): "Не существует никакой информации об этих переговорах. Это попытка скрыть строительство мечети в Батуми".
Нино Бурджанадзе (Демократическое движение "Единая Грузия"): "Это провокация, очередная ложь, которую огласило правительство Саакашвили".
Давид Гамкрелидзе ("Новые правые"): "Правительству это нужно для получения политических баллов, якобы оно делает национальное дело".
Гока Габашвили ("Национальное движение"): "Хочу вас уверить, что интенсивная работа в этом направлении ведется, создана рабочая группа. Это очень тонкий и значимый вопрос, поэтому мы заранее не делаем никаких заявлений".
Министр культуры Николоз Руруа сделал лишь один комментарий по этому вопросу - что состав рабочей группы пока держится в секрете. "На этом этапе конфиденциальность считаю обязательной, чтобы не создавалось дополнительных факторов сопротивления".