Трагедия Ходжалу: жителей расстреливали преднамеренно

Борьба между Арменией и Азербайджаном за Нагорный Карабах продолжается на протяжении многих лет. Карабахская война 1992 - 1994 года стала одним из наиболее кровопролитных эпизодов этого противостояния. Баку и Ереван по-разному трактуют многие события тех лет. Мы продолжаем публиковать серию материалов о карабахской войне. GTimes представляет рассказ армянского политолога Левона Мелик-Шахназаряна о событиях того периода.

Конфликт вокруг Нагорного Карабаха - болезненная тема как для Армении, так и для Азербайджана. Много крови пролилось на этой земле, особенно во время Карабахской войны, которая началась в 1992 году. Особый резонанс вызывают события в Ходжалы. GTimes публиковала рассказы армянских и азербайджанских экспертов об этой трагедии, когда погибло множество мирных жителей. Своей точкой зрения с нами уже поделились армянский политолог Левон Мелик-Шахназарян, азербайджанский журналист-публицист Керим Керимли и карабахский правозащитник Альберт Восканян. Мы представляем вам продолжение рассказа Левона Мелик-Шахназаряна.

"Четырех резолюций ООН по Арцаху никогда не было - Керимли, видимо имеет в виду принятые в 1993 году четыре резолюции Совбеза ООН. Однако в этих резолюциях, принятых в разгар боевых действий, Армения не упоминается в качестве воюющей стороны! Речь там идет об Азербайджане и местных армянских вооруженных отрядах. Люди, профессионально занимающиеся конфликтом, прекрасно знали сущность и истоки конфликта, равно как и его участников. Да, спустя годы после заключения Соглашения о прекращении огня Азербайджану удалось "включить" Армению в число участников конфликта, но реалии от этого не изменились: война 1991-1994 годов явилась результатом вооруженной агрессии бывшей метрополии (Азербайджана) против реализовавшей свое неотъемлемое право на самоопределение Республики Арцах.

Керим Керимли возмущается: "Как можно называть Агдам Акна? Что значит "ныне Акна?" "Почему название "Дашалты" неожиданно стало "калькой с армянского названия"? Причем сразу после оккупации города Шуша (Арм. Шуши, прим. автора)". Что касается Каринтака, то это армянское название село носило до сороковых годов прошлого века. А вот Акна являет собой более интересную ситуацию. Я, например, не думаю, что если Греции каким-либо образом удалось бы вернуть себе Константинополь и Ангору, они бы оставили за этими городами их ныне отуреченные названия - Истамбул или Анкара. Акна был освобожден не только от пришлого элемента и бакинского режима, но и от навязанного ему чуждого имени. Обращу еще внимание читателей на то, что название Каринтак используют в своих книгах средневековые авторы Мхитар Гош, Мовсес Каганкатваци и другие. Село имеет славную и древнюю историю, и, поверьте, армянский народ обеспечит его не менее славное будущее.

Трагедия Ходжалы. Убивали спокойно и хладнокровно

Смотрим далее. "Автор (то есть я) называет Азербайджан агрессором, а какой-то выдуманный "Арцах" обороняющимся. Это, конечно, требует от человека особых способностей. Потому что при этом он только и перечисляет сожженные и захваченные азербайджанские населенные пункты со сторон "обороняющегося Арцаха". Как Вам логика? Блестяще! Не правда ли?"

В самом деле, блестяще. То есть блестящее проявление незнания истории. Давней и недавней. Арцах - древнее название края, что не оспаривалось азербайджанскими учеными вплоть до приобретения республикой независимости в 1991 году. И хотя уже в то время азербайджанские ученые стремились "распространить" границы Кавказской Албании на правобережье Куры, правда иногда выплывала даже в трудах отъявленных фальсификаторов. Откроем, например, страницу 79 первого тома изданного в 1958 году в Баку под редакцией членкоров АН Азербайджана И. Гусейнова и А. Сумбат-заде, а также кандидатов исторических наук А. Гулиева и Е. Токаржеского трехтомника "История Азербайджана": "Особенно сильное влияние христианской церкви наблюдалось в Арцахе (речь о IV веке нашей эры - прим. автора). На эту область, издревле населенную албанскими племенами, в начале нашей эры распространялось господство армянских царей, проводивших политику арменизации местного населения. Но знать Арцаха стремилась к независимости, и с ослаблением военно-политической мощи Армянского царства в области восстановилась власть албанских царей. Тем не менее в Арцахе, главным образом в нагорной его части, усиливалось влияние армянского языка, вызванное притоком сюда армян. Постепенно происходило смешение армянского языка с языком местного населения, в результате чего со временем возобладал первый и образовалось карабахское наречие современного армянского языка".

Интересно, что чуть ранее, на страницах 50-51 указанной книги, дается описание территории и границ Кавказской Албании, наследником которой считает себя современная Азербайджанская республика: "Северные области Азербайджана и значительная часть Дагестана в древности назывались Албанией. Ее территории простирались от Малого Кавказа и нижнего течения Куры и Аракса до северо-восточных отрогов Главного Кавказского хребта". В подтверждение обозначенных границ Албании, граница которой проходила по Куре, Академия наук Азербайджана обильно цитирует Клавдия Птолемея, Плиния, Мовсеса Хоренаци, Страбона, Клавдия Элиана. Как видим, Арцах, названный Керимли "выдуманным", существовал еще в древности и не входил в пределы Кавказской Албании. Остается только догадываться, почему современные азербайджанские историки, а вслед за ними и Керим Керимли, отказываются принимать во внимание свидетельства современников Кавказской Албании и пользуются высосанными из пальца сведениями З. Буниатова, Ф. Мамедовой и их последователей?

Трагедия Ходжалу. Хладнокровная пропаганда

Керимли объясняет бегство закавказских турок из Арцаха им же сочиненными ужасами. И резюмирует: "Все, боясь повторения Ходжалы, быстро оставляют свои родные места ради спасения своей семьи, детей, дочерей, и уходят. А через некоторое время кто-то гордо напишет: "Данные случаи свидетельствуют о том, что закавказские турки, в силу исторически недавнего переселения в край, были слабо привязаны к этой земле".

Да, я на самом деле горжусь своим народом, не покинувшим Родину в трудные годы тяжелейших испытаний, ибо следуя логике еще недавнего кочевника, арцахцы, пережившие резню армянских деревень Храморт, Марага, Фарух, Спитакшен и других, должны были массово покинуть Родину. Но этого, как видим, не произошло. Не случайно летом 1993 года госсекретарь Азербайджана Лала Шовкет Гаджиева укоряла скучившихся на берегу Аракса бежавших из Акны закавказских турок: "Свыше ста дней (на самом деле, намного дольше - прим. автора) мы ежедневно бомбили Степанакерт, но армяне не покинули свои дома, а вы бежали уже тогда, когда даже разрывов снарядов не было слышно".

К счастью, в Азербайджане есть "общенациональный вождь" Гейдар Алиев, послушать которого иногда полезно даже наиболее ретивым пропагандистам этой республики. Вот цитаты из этого выступления: "Наши поражения, с одной стороны, являются нередко результатом слабости воюющих частей азербайджанской армии, отсутствия у них боеспособности, а с другой - результатом стремления немедленно бежать от опасности проживающих на этой территории граждан, наших соотечественников, которые предпочли все оставить, вместо того чтобы защитить, сохранить свои земли". "Мы вместе с тем стали свидетелями, что большая часть воинов оставила свои позиции без боя, без сопротивления, не открыв огня. Они предпочли отступить, сбежав на территорию Ирана". "Хочется отметить, что в этих районах были и такие граждане, юноши, которые могли бы защищать свои земли, но большинство из них сбежали. Если человек сам не защитит свой дом, свою землю, свой район, где проживает, кто вместо него сделает это?"

Вернемся, однако, к Ходжалу, основной теме нашего диспута. Будучи участником операции по уничтожению незаконных бандформирований в этом селе, я вплотную занимаюсь проблемой Ходжалу ровно 20 лет, начиная с того момента, как она рассматривалась в 1992 году в Комиссии по правам человека ООН. Поэтому мне было интересно прочитать Керимли, поведавшего о том, что в Ходжалу "не было ни одного военного". В докладе правозащитного центра "Мемориал" четко указано, что к моменту штурма Ходжалу в распоряжении азербайджанских сил поселка находились две боевые ракетные установки реактивного залпового огня БМ-21 "Град", четыре модифицированные установки реактивных ракет "Алазань", одна пушка калибра 100 миллиметров и три единицы бронетехники. Видимо, всей этой военной техникой, расположенной, добавлю, в жилых кварталах Ходжалу, и ежедневно обстреливающей Степанакерт и окрестные армянские поселения, командовали пастухи да пастушки. А Алиф Гаджиев был не командиром окопавшегося в Ходжалу бандформирования, а учителем чистописания в начальных классах.

Трагедия Ходжалы. Армения наступает

Я не случайно упомянул, что занимаюсь исследованием трагедии в Агдаме (ныне Акна) вот уже 20 лет. Дело в том, что буквально до недавнего времени я был убежден, что ходжалинцев расстреляли на подступах к Акне непреднамеренно, по недоразумению, приняв массу беженцев за наступающих армян. Но в этом рассуждении был не поддающийся логике изъян. Дело в том, что на описываемое время в Акне был сосредоточен мощный по тем временам азербайджанский военный кулак, насчитывающий до 35 тысяч стволов. В Акне не должны были подумать, что армянские отряды, сильно ограниченные в количестве, могли решиться на столь авантюрный штурм, да еще одновременно с Ходжалинской операцией, в которую были вовлечены большинство наших бойцов. Не давало покоя и то обстоятельство, что на заснятых азербайджанским оператором кадрах близ Акны было от силы два десятка трупов. Остальных погибших найти никак не удавалось.

Помогла мне, как это ни странно, Татьяна Чаладзе, одна из самых яростных пропагандистов азербайджанской версии событий вокруг Ходжалу, сделавшая на этой трагедии людей карьеру в Баку. В недавней публикации она - председатель Объединения помощи беженцам и вынужденным переселенцам, замредактора публикующей только официальные сообщения газеты "Бакинский рабочий" - пролила свет на неизвестные доселе обстоятельства и место гибели жителей поселка. Чаладзе, вхожая в инстанции, куда простым жителям Азербайджана вход наглухо закрыт, пишет, что ходжалинцев "встретила третья, дополнительная линия огня, недалеко от села Гюлаблы. Еще одна группа ходжалинцев, около 200 человек, нарвалась на армян уже недалеко от азербайджанского села Шелли. Отсюда спаслись единицы".

Чаладзе, в отличие от Керимли, не стала отрицать наличие предоставленного армянской стороной коридора для выхода населения. При этом она, в стремлении обвинить Силы Самообороны Арцаха, называет этот коридор "приманкой". Остается непонятным, зачем "приманивать" куда-то тех, кого просто можно было не выпускать, но это уже особенности азербайджанской пропаганды. Нам в данном случае интересны выданные Чаладзе новые места убийства ходжалинцев - азербайджанонаселенные села Гюлаблу и Шелли. Данные населенные пункты, как и Акна, до лета 1993 года находились под контролем вооруженных сил Азербайджана, и наличие там армянских подразделений просто исключается. Интересующимся советуем ознакомиться с картой региона.

Учитывая новые сведения, вынужден признать, что ошибался до сих пор: вооруженные отряды Азербайджана расстреливали ходжалинцев не по ошибке, а преднамеренно. И произошло это вследствие развернувшейся в этой республике внутриполитической борьбы, когда набравший силу Народный фронт решился на изгнание президента Азербайджана А. Муталибова и захват власти в республике. Что и произошло спустя всего несколько дней.

Не потому ли 31 марта 1994 года Гейдар Алиев распорядился закрыть уголовное дело по поводу гибели ходжалинцев, что следователи слишком близко подобрались к истине?"

Рассказал Левон Мелик-Шахназарян

Опубликовал корреспондент