А были ли беженцы?

Не так давно в Абхазии едва не разразился скандал, когда в Facebook появилась информация о том, что сходом жителей одной из деревень было решено выгнать односельчан грузинской национальности. GTimes провела свое расследование этой истории. Оказалось, что за странной историей изгнания скрываются политические спекуляции, и пропаганда. А сама история - фейк. 

 Информация о том, что представители маленького абхазского села Адзюбжа решили депортировать вернувшихся в деревню жителей грузинской национальности, распространилась в Facebook в середине февраля. Чуть позже в Сети появились конкретные имена и фамилии людей, живших в этой деревне, которых якобы вынудили уехать. История нелюбви по этническому признаку при ближайшем рассмотрении оказалась очень интересной и многогранной. GTimes удалось поговорить с главой администрации Адзюбжи Дмитрием Абухба, а наш корреспондент в Тбилиси встретился с одной из семей, покинувших деревню.

Адзюбжа - маленькое село в устье Кодора, одной из самых больших абхазских рек. Это село, небольшое и небогатое, было отмечено в советской литературе Максимом Горьким как "абхазское лукоморье". Оно очень сильно пострадало во время боевых действий и не вписывается в число успешных деревень, восстановивших хозяйство. Живут здесь в основном абхазы. Так было и до войны. Грузин в селе было немного. Правда, раньше рядом располагался огромный грузинский анклав Ахалдаба, с жителями которой у адзюбжинцев были неважные отношения. В военные годы грузинские войска совершили здесь несколько ужасающих преступлений в отношении мирных жителей. Сельчане считают, что убийства и преследования организовывались в том числе и жителями соседней грузинской Ахалдабы. После войны Ахалдабу разрушили до основания. Людей там нет.

Израненная войной, наполовину опустевшая Адзюбжа, жители которой помнят зверства грузинских военных - одно из самых неудачных мест для возвращения грузинских беженцев. Тем не менее была распространена информация о том, что в течение некоторого времени сюда вернулось несколько грузинских семей, причем среди них были и те, чьи родственники во время войны воевали на грузинской стороне. С точки зрения общественного мнения в Абхазии, возвращение таких людей недопустимо. И вот грузинские беженцы жили себе, поживали, а потом собрался сход местных жителей-абхазов и постановил, что их надо выслать обратно, в Грузию. Произошло это якобы после того, как в селе начались тяжбы за собственность. В итоге этих людей посадили на автобусы, и несчастные со своим нехитрым скарбом отправились на грузинскую границу.

История, безусловно, заставляет сопереживать людям, лишившимся крова. Особенно сильно она подействовала на грузинские СМИ, которые не могли пропустить мимо ситуацию, когда абхазы изгоняют жителей деревни по этническому признаку. Однако на самом деле грустная история оказалась выдумкой. Никакого схода не было, никого не выгоняли, а в селе вообще было не много грузин. А вернувшихся после войны - считанные единицы. Позже в Facebook были опубликованы конкретные имена людей, якобы уехавших из Абхазии под давлением сельской общественности. В списке были явные несостыковки. Например, одна "изгнанная" грузинская семья действительно покинула село, только произошло это в 2009 году, по собственному желанию, да и люди эти были этническими абхазами.

Глава администрации села Адзюбжа Дмитрий Абухба категорически опроверг информацию о массовом выезде из села грузинских семей. Также он опроверг слухи о сходе и рассказал о том, что происходило с людьми, которые упоминаются в списке выехавших из Адзюбжи грузин.

"Там речь шла о двух греках - Ставро и Серго Михайлиди. Их отец принимал участие в войне на грузинской стороне, и они вместе уехали в Грузию. Ставро и Серго действительно недавно приезжали, просили выдать им документы. У них нет никаких, ни грузинских, ни абхазских документов. Кто им даст документы? Повернулись, уехали назад. Но они здесь после войны ни дня не жили", - рассказывает Абухба.

По его словам, все, что происходит в последнее время вокруг его села, это политические спекуляции. Он рассказывает о семье Дзвабава, которая выехала в Грузию в 2009 году и которую распиарили грузинские СМИ, сообщавшие о начале бегства населения из Абхазии. Эта семья, по словам Абухбы, уехала по собственному желанию. "В Грузии у Омара, главы этой семьи, живут сестры. У него много детей, ему тут тяжело было. А оттуда ему звонили, говорили, приезжай. Это чистая политика. Их в оборот взяли, захотели показать, как к абхазам в Грузии относятся", - говорит глава администрации Адзюбжи. "А вслед за их семьей и все их ближайшие родственники туда поехали", - продолжает Абухба.

Наш корреспондент встретился в Тбилиси с семьей Дзвабава. Омар Дзвабава подтвердил слова адзюбжинского главы администрации.

- Мы приехали сюда 5 декабря 2009 года. Я сам решил переехать сюда, где живет моя родня. У меня с односельчанами были отличные отношения.

-Говорят, вас выгнали?

-Кто выгнал? Я когда воевал, они где были, кто это говорит? В Харькове жили. Там знают, о ком я говорю. У меня здесь две сестры живут, брат повесился, в Абхазии из родных никого не осталось. Мои бабушки - грузинки, сестер я семнадцать лет не видел. Куда я должен был ехать? - вопрошает Омар Дзвабава.

Благодаря грузинской пропаганде, семья неплохо устроилась в Тбилиси. Грузинским властям было необходимо показать картинку счастливых абхазских беженцев, бегущих из "оккупированной" Абхазии. Поэтому им дали квартиру на окраине Тбилиси, помогли устроиться, нашли работу. Но весь казус ситуации в том, что в Грузии семье Дзвабава повезло именно потому, что они абхазы, а в Абхазии их фамилия оказалась в списке "депортированных" грузин.

Глава администрации Адзюбжи Дмитрий Абухба продолжает рассказывать историю этой семьи.

- Они бедолаги несчастные. Эта семья была бедна и до войны, и после. Их отец, Роман, беспробудно пил. Омар тоже пил. Они ничего не имели, у него пятеро детей. Он к сестре уехал. Оттуда звонит своим, говорит, что все отлично. Эти, его племянник и другие тоже сорвались, поехали. Мы вообще не знали, куда они все делись, думали, в Сухум поехали.

- Так кто они - абхазы или грузины?

- Там смешанная семья. Они и по-абхазски, и по-грузински говорили. Мать у него абхазка, жена тоже, дети абхазцы. Дети только по-абхазски говорили, грузинский не знали.

В общем, адзюбжинская история о возвращении и последующем изгнании грузинских беженцев оказалась фейком. Речь идет о частных историях отдельных людей, которые перемещаются через границу по совершенно разным личным причинам. Скандал не удался.