Между Израилем и Ираном идет "война нервов". Тель-Авив пытается втянуть в нее и Вашингтон. Но здесь израильская коса попадает на американский камень. Дипломаты и спецслужбисты Израиля не находят понимания у своих американских коллег. Видно, что у Беньямина Нетаньяху начинают сдавать нервы. В марте он собирается лететь в столицу США.
На март этого года у премьер-министра Израиля Беньямина Нетаньяху запланирован визит в США.. Официальная цель визита - иранская ядерная программа, которую Израиль воспринимает как угрозу своему существованию. Встретится ли Нетаньяху с Обамой, пока не известно. Скептики говорят, что вряд ли. Американский президент заранее знает, на что его будет толкать Нетаньяху в иранском вопросе. И предчувствует, что разговор с израильским премьером обойдется ему головной болью.
Израиль с самого момента своего образования был союзником США. Но в вопросе грядущей войны с Ираном страны не нашли общего языка. Разногласия проявились в ходе взаимных визитов представителей министерств иностранных дел и политической разведки обоих государств, имевших место в течение последних нескольких недель. Стороны так и не смогли прийти к согласию, состоится ли атака по иранским ядерным объектам или нет, а если состоится, то когда. Видно и другое. Израиль, для повышения эффективности атаки по Ирану, нуждается в помощи США. Ракетный удар по иранским ядерным объектам путает весь геополитический расклад Америки. Штаты планируют "дожать" Иран с помощью санкций против иранской экономики, и с каждым месяцем оптимистичный настрой Америки только возрастает. Этот настрой американцы пробуют привить и Израилю.
Аргументы Вашингтона таковы. Из-за санкций на нефть затруднились индийско-иранские торговые отношения. Индия не может оплачивать иранскую нефть, у Ирана нет денег на покупку индийского хлеба и риса. В результате иранское "черное золото" копится в резервуарах, а курс риала падает на биржах. Падение национальной валюты привело в Иране к резкому повышению цен на продукты питания. По сведениям Reuters, в начале 2012 года цены на хлеб в стране выросли в три раза. Мясо стоит 30 долларов за килограмм, рис - пять долларов. Средняя зарплата в Иране сейчас составляет 350 долларов в месяц. Многие жители уже ограничивают себя в еде. На фоне этого огромные траты на ядерную программу выглядят, мягко говоря, издевательством над своим народом. В стране растет недовольство.
США пытаются убедить Израиль, что разобраться с Ираном можно и без ракет. На март в стране запланированы выборы в Меджлис. Чтобы не потерять голоса избирателей, правящие круги пойдут на все, в том числе и на резкое свертывание ядерной программы. И как только непримиримый режим аятолл начнет сдавать позиции, можно будет пускать в ход орудия другого калибра. Прежде всего - реанимировать такие долгоиграющие информкампании, как "дело Сакине" или "дело христианина Надархани".
Напомним, иранка Сакине Мохаммади-Аштиани в 2006 году была приговорена к побиванию камнями за супружескую неверность и убийство мужа. Исполнение приговора затянулось на годы. "Дело Надархани" выглядит так. Этот человек, под влиянием протестантских проповедников из США, стал протестантом-баптистом, а потом обратил в баптизм всю свою семью. Переход из ислама в другую религию запрещен шариатским законодательством. Многие христиане Ирана, перешедшие из ислама, скрывают свою веру десятилетиями. Но Надархани этого почему-то не сделал. Он сразу же заявил, что стал христианином.
В 2009 году Надархани потребовал от властей своего города, чтобы его детей-баптистов избавили в школе от обязательного изучения Корана. Тем самым он выдал шариатской полиции и себя, и свою семью. В октябре 2009 года был арестован сначала он, потом и его жена. Спустя несколько месяцев супруга Надархани была освобождена из тюрьмы. Вопрос о судьбе ее мужа затянулся. По шариату, отступничество от ислама карается смертью. Вероотступников в ИРИ не казнили уже более 20 лет, потому вопрос о вынесении приговора решался долго. За это время Надархани успел превратиться в западных кругах в "мученика режима аятолл". Как и в случае с Сакине, в его защиту высказывались представители самых влиятельных кругов.
На этой волне в мировой сообществе создается образ Ирана как "страны исламского мракобесия", которая якобы угрожает миру ядерным оружием. Стоит сказать, что одну из самых активных ролей в информационной войне против Ирана играет именно Израиль.
Тель-Авиву действительно есть, на что обижаться. Тегеран поддерживает ХАМАС и шиитскую "Хезболлу", влияет на шиитское руководство Ирака и на шиитские общины стран Персидского залива. На юге Аравийского полуострова у Ирана есть надежный союзник - султанат Оман. Наличие такого большого количества иранских сподвижников мешает Израилю осуществлять свои планы на Ближнем Востоке. По ряду незначительных частностей, эти планы - чисто израильские. Если брать общую картину, то по большинству пунктов они совпадают с намерениями США и Саудовской Аравии. Одно из нынешних актуальных направлений для Штатов и Саудовского королевства - это Сирия.
В феврале 2012 года в кругах ООН сложилось мнение, что тупиковая ситуация с Сирией может спровоцировать ракетный удар Израиля по Ирану. 8 февраля газета
The Christian Science Monitor писала: "Неспособность Совета безопасности ООН принять меры в отношении Сирии увеличивает вероятность израильского удара по Ирану. Если СБ ООН так и не сможет предпринять действий против Сирии, Израиль вполне может заключить, что Совбез не способен также остановить Иран от создания ядерного оружия", - полагает автор статьи Хофард Лафранчи. С ним согласен другой автор издания, профессор Колумбийского университета Нью-Йорка Майкл Долл. "Насилие порождает насилие, и если Сирия погрязнет в гражданской войне, что сейчас представляется наиболее вероятным, Израиль может увидеть в растущей нестабильности прикрытие или дополнительный стимул, чтобы действовать". Если Израиль вдруг, без ведома США, начнет самостоятельную войну с Ираном, на все Ближнем Востоке пойдет цепная реакция, которая может дойти до России. Об этом в интервью GTimes рассказал доктор исторических наук Георгий Мирский, эксперт Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН.
"Если Израиль нанесет ракетные удары по Ирану, исламский мир сочтет их американскими. В исламском мире принято считать, что США и Израиль действуют заодно. И тогда начнется настоящий взрыв экстремистского исламизма во всем мире. Поднимут голову все салафитско-джихадистские организации, в том числе и в России. Как на Северном Кавказе, так и в других регионах. В Америке предвидят такой исход. Штаты ведут типичную "войну нервов" и отговаривают Израиль от реальных военных действий, в которые будут обязательно вовлечены американцы. В случае реального удара по Ирану весь исламский мир воспринял бы его именно как американскую инициативу. Америке пришлось бы отвечать за это очень страшным образом".
Несмотря на успокоительные интонации США насчет Ирана, нервы у Нетаньяху на пределе. Нервное напряжение доводит его до ссор с коллегами по кабинету. На днях по вопросу Ирана Нетаньяху заспорил с министром обороны Израиля Эхудом Бараком. Нетаньяху резко заявил, что по Ирану может говорить только он сам, а все остальные, включая Барака, "должны заткнуться". Посмотрим, как Нетаньяху будет общаться в Вашингтоне с Общественным комитетом по делам Израиля - самой мощной лоббистской группировкой Израиля в США.