Сирийских черкесов лишили родины

Сирийские черкесы пытаются вернуться на историческую родину - российский Кавказ. Слова главы Адыгеи Аслана Тхакушинова о том, что "родина должна принять своих сыновей и дочерей", были восприняты черкесами как надежда на новую жизнь. Но когда они отправились в Майкоп, глава Адыгеи отказался принять делегацию, не объяснив причин. Диаспора посоветовала Тхакушинову уйти в отставку. Бросить собрата в беде считается на Кавказе  преступлением хуже убийства.

По всем черкесским ресурсам мира разошлось письмо Нэнси Хут, черкешенки из Сирии. Краткое послание Нэнси, написанное на английском языке, рассказывает о жизни сирийских кавказцев в разгар "арабской весны". Общий тон записей - спасите наши души.

Вот как начала свое письмо Нэнси. "Мы - черкесская семья из Сирии. Нам пришлось бежать, чтобы спасти свои жизни. Сейчас мы находимся в Чешской республике".

23-летняя Нэнси - самая старшая дочь в многодетной семье. Ее отец много лет служил в военно-воздушной разведке Сирии. В 2004 году он ушел на заслуженный отдых, занялся бизнесом. Спокойная жизнь Хута-старшего (свое имя он назвать отказался) закончилась в 2011 году. Отставной разведчик был мобилизован "Мухабаратом". Он сразу понял, что его заставят убивать. "Я проработал в этой системе 30 лет и я знаю, чего они от меня потребуют. Но я не хочу убивать людей", - записала Нэнси слова отца. Рассказ отца Ненси о сирийских событиях был бесхитростен: в Сирии бушует гражданская война. Всесильный "Мухабарат" неспособен справиться с террористами из-за рубежа. Репрессивная машина сирийских спецслужб обратилась против простых граждан. Отдельная волна террора пришлась на неарабскую часть сирийского народа: черкесов, курдов, друзов. Естественно, отец многодетного семейства воспользовался первой возможностью и вывез семью в Прагу.

Читайте также Сирийским черкесам грозит геноцид?

Чехия встретила Хутов радушно. Но целью сирийских черкесов было не убежище в Европе. В письме Нэнси изложено давнее желание отца. "Я хочу начать жизнь заново. В России находится моя родина - Адыгея. Я просто хочу туда попасть, получив убежище, или каким угодно способом". Черкесская семья из Сирии искренне надеялась, что историческая родина предоставит им "статус беженца или какой -то другой статус", чтобы начать в Адыгее новую жизнь.

Далее события развивались так. Хутам удалось встретиться с российскими дипломатами и передать им свою просьбу. Дипломаты, изучив пожелания черкесов, направили соответствующий запрос в Адыгею. Примерно в это же время руководство Республики Адыгея рассматривало ряд аналогичных просьб от соотечественников из Сирии. Большинство черкесов еще в самом начале ближневосточных революций поняли, что "арабская весна" несет на Ближний Восток войны и смерть. Впоследствии их опасения оправдались.

Ряд подобных обращений попал к главе Республики Адыгея Аслану Тхакушинову. Адыгейский лидер в интервью GTimes сказал, что "родина должна принять своих сыновей и дочерей".

"Есть постановление правительства России о помощи соотечественникам из-за рубежа. Родина должна им помогать. Особенно это касается черкесов Сирии, где идут кровопролитные военные действия. В Адыгее к ним относятся как к соотечественникам, испытывают к ним чувство товарищества, сочувствуют их бедам. Было бы хорошо, если бы сирийские черкесы переехали в Россию", - сказал Аслан Тхакушинов корреспонденту GTimes. Слова адыгейского лидера вселили в сирийских черкесов надежду, и делегация отправилась в Майкоп для встречи с Тхакушиновым.

Читайте также Да поможет черкесам Россия

Но желанные переговоры не состоялись. Как свидетельствуют очевидцы из Адыгеи, сирийские делегаты безрезультатно просидели в Майкопе четыре дня. За все это время никто из адыгейского руководства так и не связался с ними. Отчаявшись ждать, сирийские черкесы "на перекладных" добрались до Нальчика. Им удалось добиться встречи с президентом Кабардино-Балкарии Арсеном Каноковым. Она состоялась 30 января. Каноков пообещал этим людям содействие и помощь.

Разумеется, о майкопских злоключениях вскоре узнали в диаспоре, да и на всем Кавказе. Диаспора решила, что слова адыгейского руководства кардинально расходятся с делами. Бросать своих братьев в беде на Кавказе считается преступлением, которое хуже убийства. Некоторые черкесские организации вежливо посоветовали Тхакушинову поскорее уйти в отставку.

Вот что сказал GTimes по этому поводу Беслан Кобахия, координатор Международного движения по защите прав народов. "На мой взгляд, самым правильным было бы в этой ситуации Аслану Тхакушинову подать в отставку. Считаю себя вправе ставить именно так вопрос, так как являюсь потомком людей, которые были в мухаджирстве и не понаслышке знают о вековой мечте вернуться на историческую родину. Беда обычно сплачивает народы, консолидирует их, объединяет в стремлении оказать помощь. Традиция оказания помощи людям, попавшим в беду, всегда была в почете- как в России в целом, так и на Кавказе в частности. Стоит вспомнить, как принимали на Северном Кавказе детей из блокадного Ленинграда во время Великой Отечественной войны, как укрывали в своих семьях еврейских детей во время фашистской оккупации части Кавказа наши отцы и деды.

У руководства Адыгеи, где сейчас войны нет, не нашлось времени для встречи с приехавшими из горячей точки людьми. Это можно рассматривать только как удар по имиджу России, которую подставило бездействие местных чиновников. В результате в конце января по ряду телеканалов прошли сюжеты об акциях протеста черкесов у посольства России в Турции".

GTimes стали известны подробности бездействия адыгейского руководства. Вопрос о сирийских черкесах должен был решиться на заседании "Адыге Хасэ" - собрания представителей адыгейского народа. В день приема сирийской делегации Тхакушинов вызвал к себе президиум представителей "Адыге Хасэ" и заявил, что руководство республики против включения в повестку дня вопроса о репатриации соотечественников из Сирии. По сведениям, полученным редакцией издания из Майкопа, ни один член президиума не спросил Тхакушинова, почему он не хочет возвращения соотечественников из Сирии. Общественные деятели Адыгеи пробовали помогать сирийским соотечественникам своими усилиями. Но время было уже упущено. Решив, что в Адыгее они никому не нужны, сирийские черкесы отправились в Нальчик.

Читайте также Выборы в Адыгее - дело семейное

Сегодняшняя жизнь черкесов в Сирии - это обычная для войны балансировка между существованием и смертью. В разгар боевых действий им пришлось вспомнить, что в арабском мире они чужие. О том, что черкесы помогали сирийским арабам отстаивать свою независимость, а потом верой и правдой служили этой стране в рядах армии и полиции, остальные сирийцы успели забыть. Черкесы - чужаки в Сирии. А чужих надо изгонять или уничтожать.

Вот, что рассказал журналистам о нынешней жизни черкесов в Сирии историк Анзор Кушхабиев:

"Даже в Дамаске сложно купить продукты питания. Постоянно отключают электричество. В связи с перестрелками, в частности в Хомсе, не осталось ни одного дома без выбитых стекол. Положение черкесов усугубляется тем, что они активно не поддерживают ни одну из сторон. Их уже обвиняют в этом. На домах черкесов появляются надписи с требованием покинуть страну. Им подбрасывают листовки с таким содержанием".

"При любом варианте урегулирования ситуации в Сирии черкесы окажутся в списках неблагонадежных, что может повлечь за собой различные репрессии. Еще более опасным будет положение черкесов, если они позволят массово вовлечь себя в военные действия".

"Сирийские черкесы всегда заявляли и заявляют, что их родиной является Кавказ. Со времени расселения в Османской империи, в том числе и на территории Сирийского вилайета, черкесы рассматривали свое переселение как временную меру и надеялись на возвращение на родину. Надежда на репатриацию сохранялась вплоть до настоящего времени. Ни один нынешний сирийский черкес не считает Сирию своей истинной родиной".