Турция: хватит кормить Грузию?

Грузино-турецкие отношения, которые Михаил Саакашвили две недели назад назвал идеальными, могут испортиться. Анкара приняла решение ужесточить визовый режим: теперь иностранцы, получившие временную визу, по истечении срока ее действия смогут вновь попасть на территорию Турции только спустя три месяца. В Тбилиси уже выразили свое недоумение по этому поводу.

"Принятый Турцией закон относительно визового режима не отвечает условиям грузино-турецкого соглашения о визовом режиме между странами, - заявил замглавы МИД Грузии Давид Джалагания. - Грузинская сторона находится в режиме диалога с турецкой стороной, и мы пытаемся максимальным образом привести документ в соответствие с существующим между странами визовым режимом".

Что же так насторожило Тбилиси? Дело в том, с каждым годом граждане Грузии все охотнее едут в Турцию на заработки. Во-первых, это обеспечивает постоянные финансовые потоки в кавказскую республику, а во-вторых, хотя бы на время избавляет грузинское правительство от головной боли - безработицы в стране и острейшей необходимости создания новых рабочих мест.

Аргументы Анкары таковы: количество незарегистрированных рабочих достигает 42 процентов, число нелегально работающих иностранцев превышает один миллион человек. Раньше для получения новой визы можно было выехать из Турции на один день, а затем вновь вернуться в страну. Теперь же иностранцы, которые получили визу на три месяца, должны по истечении этого срока покинуть территорию турецкую территорию, но повторная виза при этом выдается опять-таки лишь через три месяца.

Недоумение грузинских властей объясняется еще и тем, что глава республики Михаил Саакашвили уже не раз характеризовал отношения с Турцией как идеальные. В мае прошло года в Сарпи был с помпой открыт обновленный пропускной пункт на грузино-турецкой границе. Тогда Саакашвили называл премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана "лучшим другом Грузии", много говорил о совместных проектах. В середине января грузинский лидер опять заявил об "образцовом" диалоге между двумя странами. Но турецкий премьер преподнес Михаилу Николаевичу неприятный сюрприз. Кстати, в прессу уже просочились данные о том, что Саакашвили просил Эрдогана не распространять закон на граждан Грузии, но тот ответил отказом.

Некоторых политологов жесткая позиция Анкары уже натолкнула на мысль о возможном кризисе грузино-турецкого сотрудничества. Но, похоже, пессимизм подобных прогнозов не вполне оправдан. На современной карте Южного Кавказа Турция и Грузия слишком много значат друг для друга, чтобы ссориться из-за таких мелочей, как изменение правил въезда для трудовых мигрантов.

Причин здесь несколько. Анкара уже давно является главным внешнеторговым партнером Тбилиси. В Грузии осуществляется множество турецких проектов. Как напоминает эксперт Сергей Маркедонов, в свое время турки занимались реконструкцией аэропортов в Тбилиси и Батуми, охотно вкладывали деньги в строительство железной дороги Баку-Ахалкалаки-Тбилиси-Карс. Кроме того, не будем забывать и о крупных энергетических проектах Баку-Тбилиси-Джейхан и Баку-Тбилиси-Эрзурум. Столь активное участие в грузинской экономике в сочетании с турецко-азербайджанскими связями делает Анкару региональным лидером, расширяет ареал ее влияния в регионе.

Но вернемся к главной теме. Единственное, на что могут в перспективе рассчитывать выезжающие в Турцию граждане Грузии, так это на некоторое облегчение визового режима. Будет ли оно, а если будет, то каким, сейчас зависит главным образом от грузинской дипломатии. В противном случае отток населения из республики лишь увеличится.

В беседе с корреспондентом GTimes председатель общественного движения "Многонациональная Грузия" Арнольд Степанян отметил, что у Турции есть право менять порядок въезда в страну. И даже несмотря на то, что Анкара в одностороннем порядке нарушила договоренности о визовом режиме с Тбилиси, существовавшие до этого. "Если же говорить о людях, чьи интересы будут ущемлены, могу сказать, что это десятки тысяч грузинских граждан, которые находятся в Турции на заработках, - подчеркнул эксперт. - Они будут вынуждены или любыми способами брать турецкое гражданство и менять постоянное место жительства, или эмигрировать в европейские страны. На мой взгляд, наиболее вероятен второй вариант. Но это - новые проблемы для Европы".

На вопрос, может ли сказать свое слово Брюссель, который явно не жаждет притока нелегальных мигрантов из Грузии, наш собеседник пояснил, что последние действия турецких властей лишь демонстрируют попытки проявить большую самостоятельность. Хоть у Анкары и есть интеграционные интересы в Европе. "Думаю, что Турция даже при давлении вряд ли захочет отменить свое решение по визам, - полагает Степанян. - Но я не исключаю, что возможность коррекции по определенным направлениям все-таки есть".