Грузинской полиции Страсбург не указ

Михаила Саакашвили опозорила жена новоиспеченного политика-олигарха Бидзины Иванишвили. Екатерина Хведелидзе решила внести от лица президента Грузии взнос в фонд "Справедливость" имени убитого полицейскими Сандро Гиргвлиани и его умершей от горя матери Ирины Энукидзе. Грузинские власти, несмотря на требование Страсбургского суда, до сих пор не провели повторное расследование убийства. Более того, силовики карают всех, кто напоминает о постыдных делишках высокопоставленных чинов МВД.  

Спустя шесть лет после убийства сына грузинскими полицейскими Гурам Гиргвлиани решил открыть фонд имени безвинно погибшего и его матери - Ирины Энукидзе, которая так и не дожила до полного возмездия преступникам: умерла в 2007 году. Страсбургский суд заставил власти Грузии компенсировать семье потерю сына, выплатив сумму в 50 тысяч евро, но пока не добился выполнения второго предписания - повторного расследования. На нем настаивает вся оппозиционная Грузия, так как в деле замешана жена министра МВД Вано Мерабишвили и другие высокопоставленные чиновники, особо ценимые президентом страны.

Пристыдить Михаила Саакашвили, если ему, конечно, знакомо это чувство, решила жена олигарха Бидзины Иванишвили - Екатерина Хведелидзе. Она сделает первый взнос в фонд "Справедливость" имени Гиргвлиани от лица главы государства. Сумма будет символической - 100 лари. Именно столько Саакашвили должен ей по решению Тбилисского городского суда, вернувшего ей незаконно отнятое президентом грузинское гражданство. Михаил Николаевич так испугался конкурента в виде Иванишвили, что поспешно отказал ему и его жене в Родине. Теперь цена ошибки Саакашвили пополнит фонд, созданный для того, чтобы "установить в Грузии справедливость", премируя правозащитников. "Очень скоро настанет время, когда все, в том числе президент, будут равны перед законом", - уверена Хведелидзе.

Пока же "частично свободной", по мнению Freedom House, Грузии до справедливости далеко. Дело Сандро Гиргвлиани со временем становится все более значимым для общества. Ежегодно 28 января, в день смерти молодого человека, общественные организации проводят митинги, которые неизменно вызывают раздражение в правящих кругах. Не стал исключением и этот год. Акция перед парламентом не была согласована властями и закончилась арестом ее участников. 

Сначала около 40 протестующих встали на тротуаре перед зданием парламента, потом перешли на дорогу и перекрыли уличное движение. Полиция вернула их на тротуар. Однако затем участники акции снова вышли на проезжую часть, после чего их разогнали, а семерых задержали.

В тот же день состоялся суд, который оштрафовал всех на 400 лари за мелкое хулиганство, нарушение общественного порядка и неповиновение полиции. Об этом корреспонденту GTimes рассказали сами молодые люди, отпущенные из полицейского участка -  Михаил Мумладзе и Джаба Джишкариани.

- Мы представляем движение "Гражданский фронт". Мы выступаем против режима Саакашвили и хотели выразить свой протест. Никакой закон мы не нарушали. Полицейские устроили нам провокацию, абсолютно без оснований задержали и присудили по 400 лари штрафа. Мы не нарушали закон и не были агрессивными. Со стороны полицейских было насилие, физически нас не трогали, но были моральные оскорбления и издевательства.

Правозащитница Нана Какабадзе назвала судебный процесс над задержанными "одним из самых скандальных за последнее время". "Судья не скрывая защищал действия властей и ложных свидетелей. Процессы над двумя задержанными состоялись в закрытом режиме, а остальные пять - в открытом. Судья не рассмотрел ходатайства адвокатов. Практически адвокатам не дали возможности защитить права задержанных", - пояснила она.

Многие политические партии также посчитали необходимым высказаться по поводу действий режима, который покрывает преступников и наказывает тех, кто выступает за справедливость.

"Категорический осуждаем факт задержания молодежи. Из видеоматериалов видно, что участники акции не нарушали общественный порядок и мирно выражали протест в связи с гибелью Сандро Гиргвлиани. Зато заметно проявленное насилие со стороны полиции, которая без всякого предупреждения начала задерживать участников акции", - говорится в заявлении движения Бидзины Иванишвили "Грузинская мечта".

"Требование участников акции об объективном расследовании убийства Сандро Гиргвлиани было абсолютно законным, а задержание участников - незаконным. Мы опротестуем этот факт", - пообещала лидер "Демократического движения - Единая Грузия" Нино Бурджанадзе.

Ни одна полиция в мире не удостаивалась, наверное, таких похвал, как грузинская. После десятилетий взяточничества и кумовства в ней наконец появился порядок. И все это - благодаря Михаилу Саакашвили. Но благодаря ему же полицейские получили карт-бланш на усмирение недовольных властью и неприкосновенность, которая никак не укладывается в понятия демократического общества.

Против этой привилегированности полицейских чинов и выступают люди, которые ежегодно напоминают властям о Сандро Гиргвлиани и десятках ему подобных, ни в чем не повинных жертв полицейского произвола. Молодой банковский служащий в январе 2006 года был найден мертвым в пригороде Тбилиси Окрокана. Этим трагическим событиям предшествовал ужин в кафе. Там, кроме Гиргвлиани с другом и подругой, заседала веселая компания высокопоставленных сотрудников МВД вместе с министершей Тамар Салакая - женой "серого кардинала" саакашвилевского режима Вано Мерабишвили.

Гиргвлиани на свою беду ввязался в спор с самой лучшей полицией в мире и ненароком оскорбил главу пресс-службы, Гурама Донадзе. После этого его возле кафе задержали четверо рядовых полицейских, которые позже сами признались в избиении Гиргвлиани. Изувеченный Сандро, по словам палачей, посреди ночи заблудился и упал в горную щель. При этом полицейские утверждают, что  действовали по собственному усмотрению, но грузинская общественность уверена: заказчиками убийства были Донадзе и компания. Эту версию подтверждает и тот факт, что преступников в погонах выпустили из тюрьмы раньше, чем они просидели половину срока.

Дело Гиргвлиани получило скандальную огласку сразу же, в 2006-м году. Но минувшие с тех пор годы нисколько не изменили полицейский менталитет. Как подчеркнули в разговоре с GTimes Михаил Мумладзе и Джаба Джишкариани, "полиция как была жестокой, так и осталась,  она продолжает проводить политику Вано Мерабишвили и Михаила Саакашвили".