Не успел экс-аким Костанайской области Казахстана Сергей Кулагин стать сенатором, как оказался в центре презабавнейшего скандала. Нет, не коррупционного и не политического, а… религиозного. В новом кафедральном соборе города Руднего экс-аким едва не затерялся среди икон: его обнаружили на фреске, изображающей вход Господень в Иерусалим… Что делает Кулагин среди встречающих Спасителя?
Удивительное зрелище поджидало прихожан, пришедших в недавно освященный собор казахстанского города Рудный. На подкупольной фреске, изображающей вход Господень в Иерусалим, они увидели бывшего акима Костанайской области, недавно назначенного сенатором, Сергея Кулагина.
Лик экс-акима в буквальном смысле этого слова бросается в глаза, резко выделяясь среди остальных участников сцены. Художник изобразил его между людьми, встречающими Христа. Но, в отличие от каноничных иерусалимцев, глядящих на вступающего в город Спасителя, простирающих к Нему руки и устилающих Его путь своими одеждами, Кулагин строг, выдержан и гладко выбрит.
А самое главное, он не на Иисуса смотрит (и правда, что он там не видел?), а проникновенно глядит в глаза своим избирателям, словно с плаката. Вот разве что одет не в пиджак и галстук, а в допотопный хитон, и очки художник не изобразил. А так — полное впечатление, что сенатор возглавляет комиссию по встрече Христа в Иерусалиме и всецело готов отчитаться перед электоратом по факту успешно выполненных работ.
Увидав экс-акима, правившего областью почти восемь лет, среди апостолов и ликующей толпы, народ слегка обалдел. "Что он здесь делает?" — примерно таким был общий вопрос. И версий, разумеется, тут же оказалось множество.
Казахстанская газета "Время" посвятила событию язвительнейшую статью под названием "Акимова благодать" (там же можно посмотреть изображение скандальной фрески) и вставила в нее опрос, предлагающий читателям разные ответы на вопрос, зачем Кулагин перенесся в Иерусалим. Вот варианты, из которых следует выбрать один: "Ему был голос свыше"; "Бес попутал"; "Надеется развести на Страшном суде"; "30 сребренников на дороге не валяются".
Читатели в комментариях добавляют: "Нормально пацан открытку заказал", "Купил место в раю", "За свои благодеяния причислен к лику святых". Но есть и другая версия: художники решили подколоть не блещущего богословскими познаниями сенатора и нарочно изобразили его в дурацком виде.
В пользу последнего предположения говорит сразу несколько фактов: для знающего взгляда фреска и без Кулагина выглядит весьма странно. Во-первых, поражает безграмотное сокращение названия: из слова "Иерусалим"… выброшен слог "рус". "Случайная ошибка или намеренное убирание того, что у националистических местных цензоров могло бы вызвать ассоциации с корнем "рус"?" — задается вопросом в своем блоге диакон Андрей Кураев.
Во-вторых, на фреске изображена персона, которая там еще менее уместна, чем Кулагин: среди ликующе встречающих Христа внезапно обнаружился… иудейский первосвященник Иосиф Каиафа, вынесший Спасителю смертный приговор. Поистине, сложно представить себе человека, который меньше бы радовался приходу Иисуса в Иерусалим.
Но, возможно, это тонкий умысел. Дело в том, что соседство Каиафы с гладко выбритым Кулагиным невольно наталкивает на мысль, что сенатор на фреске изображает не самого себя, а… Понтия Пилата, традиционно рисуемого безбородым, в отличие от всех иудейских персонажей. А это, согласитесь, тоже весьма сомнительный "комплимент". "Тогда перед нами парад лицемерия: начальники, якобы благоволящие Церкви, на самом деле готовят Распятие. Иконописец из Палеха. Там ребята остроумные", — пишет отец Андрей.
Что же заставило художника так поиздеваться над несчастным экс-акимом? Возможно, что это своеобразная месть. "В этом храме еще до завершения росписи я бывал. И еще тогда помню плач священников, что строители храма (градообразующая компания и администрация) ни на йоту не считаются с пожеланиями Церкви", — рассказывает у себя в ЖЖ диакон Кураев. Ну вот и вышло: художники воспользовались заявленным желанием Кулагина "увековечиться" под куполом храма, да и увековечили так, что сенатору со стыда сгореть можно.
Но правда ли экс-аким вслух пожелал запечатлеться меж встречающими Христа да еще в таком странном виде и соседстве? Сам Сергей Кулагин полностью открещивается от предположений, что такова была его воля, причем делает это строго в стиле "не виноватая я, он сам пришел".
"Естественно, никаких никому поручений не давал. Никого не просил. Когда открывали храм 14 января, я скажу откровенно: я заметил сходство. Мы стояли у алтаря, это было вечером. Около часа мы там стояли, я мог рассмотреть и обратил внимание на прическу, прежде всего, конечно. Похоже. Потом от этого началось, и, естественно, я сказал: "Немедленно уберите, закрасьте".Это нескромно, это некрасиво, в конце концов, это богохульство", — сказал Кулагин в интервью Tengrinews.
"Если не убрали, то это точно уберут в ближайшие два-три дня. Я думаю, что это однозначно. Ну, а если кто-то это сделал из добрых побуждений, то я этого человека прощу. Хотя, если кто-то сделал это специально, то Бог им судья. Других объяснений у меня нет. Если человек не виновен, искать оправдания нет необходимости. Я абсолютно спокоен. И перед Богом, и перед совестью, и перед детьми, и перед Президентом, и перед кем угодно".
Мы обратились непосредственно к диакону Андрею Кураеву с тем, чтобы узнать, насколько вообще допустимо изображать на фресках "власть имеющих". Звонок традиционно застал отца Андрея находящимся в пути — в аэропорту. Он не знал достоверно последние новости, поэтому попросил для начала пересказать ему реплику сенатора о своей невиновности, а затем ответил на вопросы.
— Скажите, отец Андрей, можно ли вообще изображать правителей на фресках, если да, то где и как?
— В монархические времена такая практика действительно была. Но для этого избирается место не под куполом, а наиболее удаленное от алтаря, обычно — нижний пояс росписи у входа в храм на западной стене. Как правило, правители не рисуются с нимбом, хотя бывают исключения: порой цари, князья и патриархи, не канонизированные Церковью, тем не менее, рисуются с нимбом, как знаком святости не их личностей, а их служения. Поэтому мы видим в нимбах даже таких персонажей, как Святополк Окаянный. Это пришедшее на Русь византийское понимание святости царско-княжеского служения.
Когда властители или спонсоры появляются на храмовых изображениях, то обычно это предполагает преклоненность их перед Христом. Нередко император нарочно изображался в умаленном виде: его рост доходил только до колена фигуры Спасителя. И никогда эти персонажи не вставлялись в сюжетную роспись, то есть, в такую, где речь идет о каком-то библейском событии, как в случае с сенатором Кулагиным и сценой входа Господня в Иерусалим. Никогда действующих политических персонажей в библейскую историю не привносили. И, поскольку фрески изображались на западной стене, прихожане стояли к ним спиной, к спонсорам никто с молитвой не обращался.
То, что изобразили в Рудном — это нечто из ряда вон выходящее, так никогда не было и быть не должно. Поэтому одно из двух: или господин Кулагин все-таки нечестно говорит о происхождении этой фрески и было некое пожелание, чтобы для него нашли место на изображении под куполом, или он сказал правду и заказа в самом деле не было.
Но тогда, по моей версии, это действительно весьма своеобразная шутка иконописца. Потому что по композиционному строю на этой фреске лицо сенатора смотрится как лицо Понтия Пилата. Об этом свидетельствует и присутствие на изображении совершенно неуместного Каиафы. Я не думаю, что библейская эрудиция акима и его окружения такова, чтобы они могли понять, как изображается на иконах иудейский первосвященник, каковы его атрибуты и мог он или нет вообще присутствовать на фреске. Вряд ли они могли заказывать такое соседство.
— А если бы сенатора изображали, как и где положено, по всем правилам, следовало ли ему нарисовать бороду, чтобы избавиться от неуместного сходства с Понтием Пилатом?
— Нет, это совсем необязательно. Если это изображение правителя, то для чего же что-то придумывать? При всей условности иконографии есть важное обстоятельство: икона предполагает личностный контакт, поэтому лик на ней должен быть узнаваемым, хотя, безусловно, в первую очередь, речь идет об изображении святых. Из-за этого порой возникают конфликты: так, в Грузинской Церкви канонизирован поэт Илья Чавчавадзе. Он при жизни носил очки. Вопрос: можно ли изображать его в очках на иконах? Ведь он уже в Царствии Божьем, а там по определению нет и быть не может никаких недостатков, в том числе — телесных.
Еще более сложная проблема связана с изображением блаженной Матроны Московской, которая при жизни была слепа. Некоторые иконописцы изображают ее с закрытыми слепыми глазами, как при жизни, а другие дают ей ясные рублевские очи. Богословски более правы вторые, но в таком случае не получается мгновенного узнавания персонажа.
— А как Вы думаете, с чем связано безграмотное написание слова "Иерусалим" на фреске?
— Могу предположить, что это просто ошибка иконописца, но возможно, кто-то из присутствующих советчиков посоветовал избегать любые намеки на какие-то контакты с Россией. Мой опыт познания политического климата Казахстана свидетельствует: если глава города или области этнически русский, то он подчеркнуто дистанцируется от любых связей с Россией.