Томас де Ваал: у Грузии нет денег

Томас де Ваал, один из наиболее известных исследователей Кавказа, презентовал в Москве свое русскоязычное исследование ситуации в Грузии. Не очень объемный сборник еще летом прошлого года вышел на грузинском и английском языках. Работа де Ваала успела наделать много шума. Обсудим ее и мы.

 

В экспертной среде Томаса де Ваала знают очень давно и хорошо. До того как переехать в Штаты и заняться научно-исследовательской деятельностью, Том многие годы работал журналистом. Можно сказать, что он излазил Южный Кавказ вдоль и поперек. Де Ваал отлично знает русский и греческий языки, лично проводил тренинги с журналистами из всех стран Южного Кавказа.

Последняя его работа - почти научный труд. До этого Томас де Ваал публиковал материалы, доступные более широкой публике, например, книгу "Черный сад" о Нагорном Карабахе. Ее можно назвать бестселлером: она была прочитана тысячами людей и в Армении, и в Азербайджане, и далеко за пределами региона. На Тома после ее публикации накинулись как в Ереване, так и в Баку, а значит, книга была и правда хорошая.

В этот раз его тема такова: реальное положение дел в Грузии. Что отличает эту работу от других подобных, так это то, что в ней есть равноудаленность и попытка трезвым взглядом посмотреть на Грузию. Конкуренты же де Ваала на этом поприще пишут свои, несомненно, неплохие книги не столько как исследователи, сколько как пропагандисты.

Позже GTimes разместит русскую версию исследования на сайте, а пока поговорим о некоторых важных тезисах работы Томаса де Ваала.

Общее положение республики он определяет так: "на перепутье". В Грузии царит неопределенность, которая сохранится на долгие годы. Де Ваал четко показывает пути, которыми способна пойти страна. Первый - "почвеннический", с акцентом на традиции, религию, семейственность. То есть на те аспекты, которые отличают Грузию от других государств, делают это пространство эксклюзивным и так нравятся гостям.

Второй путь - "европеизация", определение места страны в сообществе европейских наций. Путь очень тяжелый, и в последнее время желание страны идти этим путем иссякло.

Недавно определился третий возможный путь - "сингапуризация", когда за образец подражания берутся успешные экономики азиатского региона. Понятно, почему грузинским властям нравится эта идея - там тоже жесткие авторитарные политические режимы с полнейшей экономической свободой. Европейский путь сложнее, потому что это путь институционального, системного развития. Тратить на него время в Тбилиси не хотят.

Нынешний и будущий годы станут определяющими для страны и могут сильно повлиять на ее дальнейшее развитие. От итогов парламентских, а потом и президентских выборов зависит очень многое. Том де Ваал не верит в то, что полную победу в предстоящему выборном цикле одержит олигарх Бидзина Иванишвили, а значит, "плавающий" курс страны может в значительной степени сохраниться.

Мышление Иванишвили, с которым исследователь встречался во время своей летней поездки в Грузию, отличается от мышления нынешних властей. Оно наиболее оправданное и зовется просто - прагматизм. Иванишвили считает, что отношения с окружающим миром должны быть выстроены так, чтобы экономика страны и население могли развиваться. И это верно, потому что насквозь идеологизированный режим с опорой на постоянную конфронтацию с Россией сегодня объективно мешает стране идти вперед.

До европейских стандартов Грузии далеко, и вряд ли при жизни нынешнего поколения она до них дойдет. Более того, как пишет в своей работе де Ваал, при всей успешности отдельных реформ Грузия и внешне, и внутренне выглядит как потемкинская деревня. Системные изменения смотрятся декоративно, по своему общему уровню страна стоит далеко даже от Эстонии, на которую Саакашвили временами равняется.

Исследователь описывает одну из главных экономических проблем Грузии - безработицу и жуткую нищету в деревне. Он пишет, что нынешняя власть даже не бралась за проблемы провинции. Сельское хозяйство оказалось не просто в кризисе, а на грани смерти. Продукты из Грузии могут заинтересовать в настоящее время в основном только российский рынок и страны СНГ. Но здесь политика и конфронтация с Россией, на которую была возложена вина за потерю Абхазии и Южной Осетии, оказалась выше экономики. В итоге Грузия в значительной степени оказалась в блокаде, почти в такой же, в какой находится Армения, когда полностью перекрыты границы с Россией и Абхазией. При таком раскладе ничего хорошего агропромышленному комплексу не светит.

Де Ваал очень четко очертил круг проблем Грузии и ее достижения. Страна сделала очень хороший рывок вперед в первые годы правления Саакашвили, однако война 2008 года сильно сказалась на экономике, в первую очередь - на инвестиционной активности, а власти не смогли избежать авторитарных соблазнов, которые сгубили свободную политическую систему.

Но ошибки можно исправить. Самая главная проблема Грузии - у нее нет денег. В 2008 году страна получила 4,5 миллиардов долларов, которые к сегодняшнему времени благополучно проела. А собственных ресурсов, чтобы заработать деньги, также мало, как и в 2004-ом, когда Саакашвили пришел к власти. Дисбаланс между импортом и экспортом критический: импорт превышает экспорт в четыре раза. Стране нечего продать на внешний рынок.

Одним словом, настоятельно рекомендуем труд Томаса де Ваала всем, кому интересно разобраться в проблемах современной Грузии.