Под занавес своего президентского срока российский лидер Дмитрий Медведев предпримет последнюю попытку добиться прорыва в урегулировании армяно-азербайджанских отношений. В конце января должна состояться еще одна встреча президентов Армении и Азербайджана при посредничестве России. А пока в высоких кабинетах совещаются президенты, на линии фронта продолжают стрелять. Международные посредники называют происходящее в Нагорном Карабахе "единичными случаями нарушения режима прекращения огня", местные жители - снайперской войной. Так кто же стреляет первым - Баку или Ереван?
Здесь не летают самолеты, не ходят поезда, а дороги ведут в никуда. Это - линия соприкосновения армянских и азербайджанских вооруженных сил, а фактически - граница между Азербайджаном и Нагорным Карабахом. Самый сложный локальный конфликт Евразии и самая глухая стена между двумя территориями и двумя народами. Не бывает такого, чтобы границу пересекали гражданские и не гражданские лица, любые контакты осуществляются только при международном посредничестве и в единичных случаях. С тех пор как в 1994 году было заключено перемирие, остановившее кровавую войну, унесшую десятки тысяч жизней, прошло семнадцать лет. "Зона отчуждения" иногда похожа на территорию, где произошел ядерный взрыв - тишина и безлюдье. Но на самом деле новости на информационные ленты поступают отсюда регулярно и почти всегда одинакового содержания - опять очередной обстрел.
Снайперская война, как называют происходящее и в Армении, и в Грузии, не заканчивается никогда. Она унесла уже тысячи жизней. СМИ Армении и Азербайджана, сообщающие о новых жертвах этой войны, вину всегда возлагают на противника. Но виноваты обе стороны. GTimes поговорила и с представителями Армении и Азербайджана, надеясь получить ответ на вопрос: кто первый?
Больше всего происходящим обеспокоены, конечно, те, кто живет в непосредственной близости от границы. В самом конце прошлого года несколько неправительственных организаций Нагорного Карабаха написали специальное открытое письмо в адрес ОБСЕ о ситуации на границе. Разумеется, в этом документе вся вина возложена на азербайджанскую сторону. По мнению представителей гражданского сектора Нагорного Карабаха, снайперская война вполне устраивает официальный Баку. "Несмотря на постоянные угрозы азербайджанского президента Ильхама Алиева начать войну, на данный шаг идти он не способен и не желает. Основная причина этого - отсутствие уверенности в возможностях своей армии и осознание того, что война в первую очередь ударит по его позициям. Ведь демонстрируемая военная мощь Азербайджана - это одно, а результат реальных боевых действий с хорошо подготовленной и не хуже оснащенной карабахской армией - совсем другое. Что делать? Как, не начиная реальной войны и не подвергая свою власть опасности, подкреплять действиями свою воинственную риторику и держать свой народ в состоянии перманентной войны, не давая ему думать о демократических преобразованиях в собственной стране? Решением стало активное использование Азербайджаном снайперов", - пишут в документе НПОшники.
Судя по всему, документ писали те, кто неплохо разбирается в тактике ведения боевых действий. И это немудрено, ведь почти все население республики имеет за плечами военный опыт. Дело в том, что международные посредники снайперскую войну расценивают как "единичные случаи нарушения режима прекращения огня". И это, в общем, не сильно влияет на отношение мирового сообщества, допустим, к Азербайджану. Но на самом деле в результате таких "единичных случаев" гибнет намного больше людей, чем иногда во время настоящих боевых действий. Потому что снайперы стреляют прицельно по конкретным живым мишеням, ставя задачу их убить.
Карабахцы упрекают ОБСЕ в предвзятости. Оказывается, председатель этой организации, министр иностранных дел Литвы Аудронюс Ажубалис, потребовал от Карабаха отвести снайперов от линии соприкосновения, как будто только армяне "балуются" прицельной стрельбой по противнику.
Вообще для ОБСЕ "снайперский вопрос" - один из самых сложных применительно к карабахскому конфликту. На многочисленные обращения журналистов по этому поводу посредники всегда отвечают одинаково: говорите с властями ваших стран и требуйте от них отвести военных от линии соприкосновения.
Видимо, чем дальше от границы, тем менее актуальна эта проблема. Например, руководитель политических исследований Института Кавказа Сергей Минасян настроен оптимистично. В интервью GTimes он рассказал о положительной динамике сокращения числа обстрелов. "Я бы сказал, что за последний месяц-полтора динамика, скорее, положительная, чем отрицательная. С учетом того, что на этой линии фронта стреляют уже два десятилетия, ничего неординарного не происходит. По сравнению с той ситуацией, которая была пару месяцев назад, мы видим, что все сравнительно тихо. Хотя стреляют по несколько десятков раз за сутки, тем не менее особых инцидентов в посленовогодний период отмечено не было", - заявил эксперт.
Линия соприкосновения тянется почти на тысячу километров. Если с карабахской стороны это только безлюдные пространства, то с азербайджанской, на очень небольшом отдалении, расположены населенные пункты. Наш постоянной комментатор в Азербайджане Керим Керимли рассказывает о том, как там живут люди. "Военные часто находятся на расстоянии всего 40-50 метров друг от друга. Они настолько близко друг к другу, что если бы могли без опаски поднимать голову, то отлично бы видели противника", - говорит Керимли.
"Не везде вдоль линии фронта одинаковая ситуация. Но в Физулинском и Агдамском районах есть села, расположенные от линии фронта на расстоянии 200-400 метров. Там печальная картина. Почти в каждом доме повреждения от обстрелов. Сейчас в этих районах строят стену, которая может огородить людей от обстрелов. Может быть, жертв станет меньше", - говорит Керимли.
По его словам, в Азербайджане речь идет о тысячах погибших военных за все годы, прошедшие с тех пор, как закончилась война. Правда, Керимли говорит, что военные, возможно, преувеличивают число жертв собственно на границе, и в это число попадают те, кто погиб от несчастных случаев в других районах страны. Но те не менее снайперская война унесла громадное число жизней азербайджанцев.