Грузинские поезда: тише едешь...

Поезда в Грузии с завтрашнего дня разгонятся до 120 километров час. Путь от Тбилиси до Батуми теперь будет занимать чуть более пяти часов. Правда, пока такое возможно только на центральной магистрали, которую готовили к новому темпу несколько лет. На второстепенных дорогах почти ничего не меняется - между шпал прорастают деревья, на рельсах ржавеют вагоны, локомотивы плетутся со скоростью велосипеда.

Путешествовать по Грузии на поезде становится приятнее. Пассажирские составы с 16 января должны перейти на новую скорость - 120 километров в час. Дорога от Тбилиси до Поти и Батуми сократится на 30-40 минут и составит около 5 часов. Конечно, это вам не три часа, обещанные в ораторском пылу Михаилом  Саакашвили и запланированные к 2013 году, но все равно полезно для развития аджарского туризма. Кстати, первыми поддадут жару утренние поезда с прицелом на туристов, мечтающих вернуться в столицу к вечеру.

Ускорение было задумано в рамках проекта "Быстрая железная дорога". Ради него Грузинская железная дорога (ГЖД) отремонтировала 100 километров пути. Раньше разгоняться на магистральной линии было смертельно опасно. Поезда шли со скоростью  70-80 километров в час. Но и это не спасало от аварий.

После двух подряд ЧП на железной дороге в прошлом году партия "Свободная Грузия" призвала Главную прокуратуру провести проверку технического состояния железных дорог и подвижного состава. По данным оппозиционеров, "благодаря" деятельности главы госкомпании Ираклия Эзугбая инфраструктура и транспорт представляют угрозу для жизни пользующихся ими людей. 

"Ситуация действительно тревожная: электровозы и электропоезда не проходят соответствующей проверки, фактически 95 процентов вагонов - амортизированы, техническое состояние путей не соответствует нормам эксплуатации, большая часть электровозов фактически не подлежат заводскому ремонту",  - заявил региональный секретарь партии Гия Курашвили.

В подтверждение своих слов он привел недавний приказ директора по пассажирским перевозкам Теймураза Булия, согласно которому развивать скорость выше 65 километров в час машинистам запрещено.

Партия собрала фото и видеодоказательства нарушений в сфере техники безопасности на дорогах и призвала отстранить Эзугбая от должности, так как в противном случае аварии на рельсах станут грузинской повседневностью.

Естественно, главу монополии никто не тронул. А еще одно столкновение на железной дороге действительно произошло. В октябре в регионе Гуриа врезались встречные поезда. Три человека пострадали. Сообщалось, что авария произошла по вине машиниста поезда из Тбилиси. Он не затормозил на сигнал красного света и врезался в загруженный сахарным песком товарняк, следовавший из Батуми в Тбилиси. То ли машинист был неопытен, то ли не сработали тормоза.

Этот инцидент случился на хорошо накатанном маршруте. Гораздо опаснее ездить по второстепенным железнодорожным веткам Грузии. На них дорожащие жизнью машинисты не рискуют набирать скорость выше 15-20 километров в час. Рельсы заросли травой, а местами и молодыми деревцами. На запасных путях пристроились ржавеющие грузовые вагоны. Вдоль дорог стоят разрушенные станции. Осыпаются без ремонта высокие платформы. Электричества над путями кое-где нет с 90-х годов, когда провода сдавали в металлолом.

Перевозить по внутренним веткам почти нечего. Грузовое движение на участках Кутаиси II - Цхалтубо, Хашури - Сурами, Гори - Никози полностью отсутствует.

Пассажирского движения тоже нет на многих участках: Зугдиди - Джвари, Боржоми - Вале, Марнеули - Казрети, на всей Кахетинской линии. Но там, где поезда ходят, у людей они пользуются популярностью, несмотря на черепашью скорость. Дело в цене - поистине демократичной, особенно в сравнении с российскими билетами.

В Грузии есть и красивые  современные вокзалы, и новые поезда ВМК грузино-китайского производства, и ухоженные пути. Но все это только в центре страны и на курортах. В глубинке - запустение и разложение железнодорожного наследия советских времен.

В конце прошлого года "тревожным" состояние ГЖД признали в ассоциации железнодорожных работников. Они заявили, что у компании очень маленький грузооборот, а скорость так называемых "скорых" поездов остается низкой. При этом машинисты получают невысокие зарплаты, хотя работают в тяжелых условиях.

Вопреки всем этим обвинениям Эзугбая же не только удержался в должности, но и выпустил оптимистичный отчет по итогам 2011 года. Чистая прибыль ГЖД, согласно документу, выросла на 45 процентов и составила 145 миллионов лари. Компания, по его словам, стала настолько доходной, что отказалась от кредита Европейского банка реконструкции и развития в 100 миллионов евро.  "Финансовое положение компании в настоящее время гораздо лучше, чем во время оформления соглашения, и нам представилась возможность не использовать кредит", - заявил в первых числах января Ираклий Эзугбая.

Впрочем, по информации "Свободной Грузии", ЕБРР сам передумал кредитовать грузинские железные дороги из-за высокой коррупции в компании.

Европейские банки собирались выделить Грузии деньги на строительство объездной железной дороги вокруг Тбилиси. Проект оценен 170 миллионов евро, 70 из которых у ГЖД собиралась найти сама. В прошедшем году компания уже вложила в эти пути 140 миллионов лари (65 миллионов евро).  22 миллиона ушло на выкуп 980 земельных участков. Еще 92 миллиона лари было потрачено на ускорение магистрального движения.

В следующем году на инфраструктуру вокруг столицы и по направлению к курортам ГЖД собирается потратить 200 миллионов лари. Скорые поезда появятся на направлениях Кутаиси, Батуми, Зугдиди, Поти и Озургети.

Выбраться из кризиса ГЖД помогло размещение в 2010 году еврооблигации на 250 миллионов долларов. Их нужно будет возмещать в 2015 году, и к этому сроку правительство надеется сбыть хотя бы часть имущества госкомпании частным инвесторам. В 2011 году планы по продаже акции ООО "Грузинская железная дорога" были отложены "в связи с очень плохим положением на международных биржах". В начале этого года стоимость облигаций ГЖД упала.

Сейчас грузинскому правительству важно придать лоск хотя бы магистральной дороге, чтобы привлечь инвесторов. В нынешнем состоянии, несмотря на прибыли, о которых говорит Эзугбая, грузинская "железка" представляет собой убыточный актив. А для туристов - удручающее зрелище.