Армянская песня о главном

Баку надеется, что "Евровидение -2012" соберет рекордное число участников. Между тем гостей из соседней страны Армении там, скорее всего, не будет. Она ждет гарантий безопасности для своей делегации от ЕС, так как считает, что заверений самих азербайджанцев недостаточно. С одной стороны, армян прельщает возможность поднять свой флаг в центре враждебного государства, с другой - существует опасность нарваться на воинствующую организацию по освобождению Карабаха. 

Поедут ли армяне на "Евровидение-2012" в Баку, оргкомитет конкурса в Ереване обещал решить до Нового года. Праздник прошел, а готового ответа все нет. Глава армянской делегации на конкурсе Гоар Гаспарян утверждает, что страна хочет принять участие и ждет лишь гарантий безопасности для своих участников. А они будут очень кстати. Осенью в Баку члены организации за освобождение Нагорного Карабаха закидали камнями армянских боксеров. То же самое может повториться с певцами и болельщиками. Это армянского католикоса Гарегина II легко было охранять во время визита и посещения церквей. Зрители же, разогретые певцами, легко поддаются эмоциям.

Заместитель министра иностранных дел Азербайджана, личный представитель президента по урегулированию карабахского конфликта Араз Азимов еще в прошлом году публично пообещал, что власти не допустят эксцессов на "Евровидении-2012". Соответствующее письмо из Баку было отправлено Европейскому вещательному союзу. Но Гаспарян считает, что этих заверений недостаточно. Нужны гарантии от самого Союза. Его исполнительный продюсер Йон Ола Санд ранее заявила, что конкурс в Баку должен проводиться по общим правилам, армянские артисты и болельщики должны иметь возможность приехать в Баку. А все организационные вопросы - это уже головная боль Азербайджана.

Армянское общество разделено на тех, кто за, и тех, кто против. Надеяться на выигрыш в столице враждебного государства, да еще после прошлогоднего провала конкурсантки Эмми, попавшей на "Евровидение-2011", как говорится, по блату, почти не приходится. Ждать радушного приема от страны, с которой заключено лишь временное перемирие, тоже не стоит. Но отказаться от поездки для армян значит струсить перед противником.

Выступление в Баку - серьезное испытание, считает певица Сона Шахгельдян, победительница конкурса "Новая волна 2010", но она готова отправиться туда с армянской делегацией, ведь "для сильных людей даже трудные препятствия преодолимы".

Критик-искусствовед Ара Недолян тоже выступает за участие Армении в "Евровидении-2012". "В других случаях даже и не стоило бы думать о содействии нашим безвкусным певцам, которые принимают участие в этом конкурсе, но в Баку надо ехать, чтобы показать азербайджанскому народу нашу незлопамятность".

"Бойкотировать конкурс - это проявление слабости, - уверен певец и композитор Давид Амалян.  - Другой вопрос, как нам представить себя, чтобы продемонстрировать присущий армянам характер. Это должна быть песня, показывающая армянский характер и моральные ценности, доказывающая, что мы умеем сражаться и побеждать".

"Было бы просто глупо отказаться от подобной возможности продемонстрировать миру нашу отвагу", - вторит Амаляну журналист Давид Алавердян.

Некоторые армяне высказывают пожелания, чтобы Армения повезла на конкурс современную обработку карабахской песни и размахивала со сцены карабахским флагом. Это испортит торжество азербайджанцев, победивших на "Евровидении" в прошлом году. Впрочем, порядком испортит и настроение бакинцев. Хотя их возмутила и более безобидная армянская выходка - фотография одного из карабахских памятников в презентации армянской песни на московском "Евровидении-2009". Но если все же подобная идея будет подхвачена обществом, то Ереван может повторить кульбит грузинской делегации в 2009 году. Она собиралась привезти на "Евровидение" в Россию песню, в которой грузинские слова созвучны имени российского премьера Владимира Путина. Жюри посчитало этот номер политизированным и рекомендовало сменить пластинку. Тогда грузины совсем отказались от участия, но уже как бы не по политическим мотивам, а из принципа.

Вообще "Евровидение" и политика неразделимы. С самого учреждения конкурс сопровождают скандалы. Большинство из них связано с противостоянием мусульманских стран и Израиля. В 2007 году из программы чуть не исключили израильскую песню Push the button, которая намекала на иранского президента, готового "нажать на кнопку". Выбор жюри также почти всегда обусловлен не качеством выступления, а политическими соображениями. Батька Лукашенко давно заподозрил, что белорусов засуживают за его "диктаторский" режим. А украинцы прогнозируют, что их исполнителю в 2012 году не дадут выиграть в отместку за заточение Юлии Тимошенко.

Политика добралась уже и до "Детского Евровидения". В прошедшем году оно проходило в Ереване. Представителей Турции и Азербайджана на нем не было - эти страны даже не прислали заявку. Победили же грузинские девочки из квинтета Candy.

Победа или поражение армян, если они поедут в Баку на "Евровидение", тоже будет рассматриваться исключительно в политическом ключе. Именно поэтому сообщать о своем решении, не рассчитав  все ходы, как в шахматной партии, армяне не торопятся. Но время не терпит. До мая осталось менее полугода.