Главный прокурор Грузии Арчил Кбилашвили недавно посетил Москву. По данным ведомства, Кбилашвили находился в столице России с чисто рабочим визитом и участвовал в международной встрече прокуроров. Но, учитывая близкие связи премьер-министра Иванишвили и Арчила Кбилашвили, который был его личным юристом, визит главного прокурора приобретает политический характер.
Генеральный прокурор Грузии 4 дня находился в Москве. Официально Арчил Кбилашвили участвовал в международной конференции прокуроров, на которой присутствовали представители более чем 100 стран мира. Но сам факт визита руководителя одного из ключевых ведомств Грузии в Москву, с которой у Тбилиси до сих пор нет дипломатических отношений, вызывает большой интерес.
Дело в том, что до назначения на пост генерального прокурора Арчил Кбилашвили был личным адвокатом Бидзины Иванишвили. Причем занимался этой деятельностью в самый сложный для миллиардера период - после его прихода в политику и в процессе формирования партии и коалиции "Грузинская мечта". Соответственно, он был посвящен в самые сокровенные секреты нынешнего премьер-министра Грузии. Тем не менее деятельность Кбилашвили в качестве юриста не принесла больших побед Бидзине Иванишвили. Он не смог ни вернуть гражданство тогдашнему лидеру коалиции, которое у него коварно отнял президент Михаил Саакашвили, ни защитить партию Иванишвили и его сторонников от многочисленных штрафов за нарушение избирательного законодательства, которые часто достигали сотен тысяч долларов. "Нарушители" тогда, конечно, преследовались по политическому признаку.
Но был ли Кбилашвили отправлен в Москву с дипломатической миссией? Или все-таки это чисто рабочий визит с конкретными задачами, которые не выходят за рамки прокурорских полномочий? Прокуратура Грузии не имеет информации по поводу московских встреч Арчила Кбилашвили. По данным этого ведомства, главный прокурор встречался лишь со своими коллегами - участниками международной конференции.
Впрочем, по поводу участия Кбилашвили в этой конкретной встрече также достаточно мало информации. Прокуратура лишь сообщила, что глава ведомства встречался с представителями США и европейских государств.
Грузинские эксперты отмечают, что визит Кбилашвили в столицу России и в целом сотрудничество между правоохранительными органами двух стран имеют большое значение. "Преступность не имеет национальности и границ, - сказал в интервью GeorgiaTimes эксперт по политическим вопросам Сосо Цискаришвили. - И главы прокуратур, и главы МВД Грузии и России, и других государств должны обсуждать эти вопросы. Я бы не стал придавать визиту Кбилашвили политическую нагрузку, хотя если учитывать сложные отношения между Россией и Грузией, то это вполне понятно. Он участвовал в международной конференции прокуроров. Кбилашвили получил официальное приглашение и воспользовался им. Думаю, что если бы его пригласили для двустороннего диалога, то это тоже можно было бы только приветствовать. У сотрудников правоохранительных органов особые обязательства перед своими странами и их гражданами, поэтому они должны их выполнять. Не все зависит от политиков. Все должны заниматься своим делом. Профессиональные контакты между этими ведомствами можно только приветствовать, тем более что опыт подобного сотрудничества существует, и его необходимо развивать. Ну а встречался ли Кбилашвили с российскими политиками, мне сказать сложно", - говорит Цискаришвили.
Эксперт по политическим вопросам Петре Мамрадзе исключает вероятность тайных переговоров между представителем Иванишвили и некими российскими политиками. "Главное отличие нынешнего правительства от властей Саакашвили заключается в том, что оно ведет открытую политику, - сказал Мамрадзе в интервью GeorgiaTimes. - Конечно, у визита Кбилашвили есть и политический оттенок. Отношения между Грузией и Россией испорчены настолько, что любые деловые контакты можно только приветствовать. Если вы помните, то при Саакашвили велись скрытые контакты с Россией, в том числе с проживающими в этой стране грузинскими криминальными структурами, и это несмотря на то, что официальные структуры Грузии критиковали политику России. А в это же время российские СМИ были заполнены интервью с Вано Мерабишвили. Иными словами, прежнее руководство Грузии вело двойную игру. А открытые контакты, которые сегодня осуществляются на официальном уровне, можно лишь приветствовать", - сказал Мамрадзе.
После прихода к власти премьер-министр Грузии назвал нормализацию отношений с Россией одним из основных приоритетов. Политического прорыва в двусторонних отношениях пока не произошло, однако страны начали активно сотрудничать в экономических, культурных и гуманитарных областях.
Михаил Вардзелашвили