В Грузии случилось очередное противостояние на религиозной почве. В селе Чела Адигенского района произошло столкновение между местными мусульманами и сотрудниками полиции. Население протестовало против демонтажа минарета местной мечети. В результате столкновения пострадало несколько человек, более 20-ти были задержаны. Почему было решено демонтировать минарет и каково отношение к этому факту властей и местных жителей?
Мечеть в селе Чела Адигенского района Грузии осталась без минарета. Причина - чисто формальная. Сотрудники службы доходов министерства финансов Грузии решили проверить, насколько правильно оформлены документы на стройматериалы, из которых изготовлен минарет. Металлическая конструкция, за счет которой держится минарет, была завезена из Турции, и у сотрудников грузинского Минфина возникли подозрения относительно оформленной цены этой конструкции и таможенного сбора. Поскольку провести соответствующую экспертизу на месте оказалось невозможно, налоговая служба демонтировала минарет мечети и отвезла его в Тбилиси. В ведомстве отмечают, что заранее сообщили об этих действиях предпринимателю Джамбулу Абуладзе, который и импортировал конструкцию из соседней Турции.
Впрочем, все эти заявления о законности проводимых действий пришлись не по душе местным жителям. Население попыталось помешать демонтажу минарета. В результате между жителями села и полицией, которая оцепила мечеть, произошла драка. Несколько человек получили ранения. После того как на помощь полиции прибыли спецподразделения, 21 человек был задержан.
Читайте также: В Грузии появились ваххабиты?
Местные жители рассказывают, что полиция избила их после того, как они попытались приблизиться к мечети. "Там собралось около 100 человек, были и жители Чела, и жители других сел, - рассказал GeorgiaTimes житель села по имени Заза. - Мы хотели просто подойти к мечети, а в это время полиция на нас набросилась и стала избивать. Били всем - руками, ногами, прикладами автоматов. Удивительно, как можно так расправляться с мирными жителями. Пять или шесть человек избиты так, что их увезли полуживыми. Мы требуем, чтобы поскорее разобрались в происходящим и вернули конструкцию минарета на место", - говорит Заза.
Акция жителей села Чела продолжилась около здания полиции в Ахалцихе. Местные жители требовали освобождения своих односельчан. Интересно, что к жителям Чела-мусульманам присоединились и местные христиане, которые также протестовали против демонтажа минарета. Здание полиции охранялось усиленными нарядами правоохранительных органов.
В Ахалцихе также произошли столкновения между жителями села Чела и сотрудниками грузинской полиции. Позже десятерых задержанных отпустили. А остальных Ахалцихский суд приговорил к штрафу в 400 лари за оказание сопротивления сотрудникам полиции.
Эти события вызвали осуждение со стороны союза мусульман Грузии, которые назвали демонтаж минарета мечети "величайшим грехом". Руководство союза выразило надежду, что минарет будет возвращен верующим, и после оформления соответствующих документов поставлен на место.
Ранее мы писали: Христиане Грузии против мусульман
Интересно, что в Грузии правила установки минарета - башни, с которой верующих мусульман призывают на молитву, - до сих пор не определены на законодательном уровне. Как отметила министр юстиции Грузии Теа Цулукиани, рано или поздно придется рассмотреть вопрос, а нужно ли вообще устанавливать минареты. Цулукиани отмечает, что установка минарета в селе Чела произошла ночью, без согласования с местным христианским населением. "Будет у мечети в селе Чела минарет или нет, это никак не отразится на ее функционировании, - уточняет Цулукиани. - Конечно, лучше с самого начала не допускать незаконного строительства, нежели разбирать уже существующую конструкцию. Если же была допущена ошибка при оформлении документов на таможне, то сотрудников соответствующих служб необходимо привлечь к ответственности", - добавила министр.
Заявление Цулукиани о целесообразности строительства минаретов основано на европейском опыте. Так, в Швейцарии в 2009 году состоялся референдум по этому вопросу, и 57 процентов участников высказались против строительства этих конструкций. Впрочем, в отличие от Швейцарии, где можно выносить вопросы на всенародный референдум и без одобрения парламента и правительства, Конституция Грузии не подразумевает подобного. Поэтому не исключено, что этот вопрос, как очень щекотливый и сложный, представители законодательной и исполнительной власти Грузии спрячут в "долгий ящик", и его обсуждение вряд ли состоится в ближайшем будущем. А до тех пор вопросы со строительством мечетей, минаретов и других религиозных сооружений будут решаться с участием "широких масс". Иными словами, просто исходя из активности местных жителей, которые часто решают подобные вопросы элементарным мордобоем.
Михаил Вардзелашвили