"Грузинская мечта" теряет поклонников

Национально-демократический институт США (NDI) публикует новые данные социологического опроса. По результатам исследования, рейтинг правящей коалиции снизился на 8 процентов, а премьер-министр Бидзина Иванишвили потерял 5 процентов от былой популярности. И если рейтинг Иванишвили по-прежнему высок и составляет 69 %, то рейтинг его коалиции понизился до 52-х процентов. Чем вызван спад популярности "мечты"?

"Грузинская мечта" теряет рейтинг. И это незадолго до президентских выборов. Данные опроса опубликовала организация NDI, исследования которой во время правления "Единого национального движения" неоднократно становились предметом критики, поскольку партия Михаила Саакашвили, по версии Национально-Демократического Института, всегда выходила на первое место, а в итоге, по результатам парламентских выборов, проиграла "Грузинской мечте". Впрочем, несмотря на нелестные высказывания в свой адрес, NDI продолжает проводить социологические исследования.

По последним данным, рейтинг правящей коалиции "Грузинская мечта" сократился с 60-ти до 52-х процентов. Для сравнения, рейтинг "Единого национального движения" не изменился: он как был на отметке в 10 процентов, так и остался. Лидер "Грузинской мечты" Бидзина Иванишвили тоже потерял популярность, хоть и незначительно: количество людей, поддерживающих премьера, сократилось с 75 до 69 процентов. А вот 15 процентов опрошенных сообщили, что ни одна из партий не удовлетворяет их политических взглядов.

Читайте также: Избирательное правосудие "Грузинской мечты"

Более запутанная ситуация с рейтингом кандидатов в президенты. Здесь также лидирует кандидат от "Мечты" Георгий Маргвелашвили. За ним, опять же с 10 процентами, следует кандидат от "Национального движения". Пять процентов у Нино Бурджанадзе, четыре у Георгия Таргамадзе и три у Шалвы Нателашвили. Но интересно другое: 26 процентов опрошенных еще не решили, за кого именно проголосуют на президентских выборах. А значит, здесь все может быть.

Все меньше жителей Грузии оценивают деятельность Бидзины Иванишвили как "очень хорошо". С этим доводом согласились всего 18 процентов опрошенных.

Представители коалиции Иванишвили, очевидно, не очень-то серьезно подходят к этим опросам. Так, председатель парламента Давид Усупашвили после ознакомления с данными NDI сказал, что он "страшно возмущен". "Эти данные можно считать концом демократии в Грузии. В прошлом году мы получили в три раза больше голосов на парламентских выборах, чем прогнозировало NDI. Если сейчас мы получим хотя бы вдвое больше, то значит, что все 100 процентов наши, а это можно назвать концом грузинской демократии", - полагает Усупашвили.

Читайте также: "Грузинская мечта" вне конкуренции

Однако грузинские эксперты не разделяют юмористических взглядов представителей власти и полагают, что тенденция говорит не в их пользу. "Да, рейтинг власти по-прежнему высок, но тут главное тенденция, а не только цифры и проценты, - сказал в интервью GeorgiaTimes эксперт по политическим вопросам Сосо Цинцадзе. - Уже можно говорить о том, что среди населения Грузии появилось разочарование, во всяком случае среди части населения. Я считаю, что эта тенденция к снижению рейтинга вызвана сложной социальной ситуацией в стране. Возможно, некоторые полагают, что это происходит из-за того, что процесс восстановления справедливости не идет в том темпе, как ожидало население. Но, скорее всего, население ждало от власти совершенно другого. "Грузинская мечта" и 8 месяцев назад, и сегодня говорит, что они победили на выборах, поскольку люди проголосовали за восстановление справедливости в стране. Но оказалось, что это не совсем так. Опрос NDI свидетельствует, что для людей процесс восстановления справедливости по важности на одном из последних мест. А главное - вновь безработица и социальные проблемы, которые не могут решить власти Грузии, начиная с 1990-х годов. Сложное положение и в сельском хозяйстве страны, здесь практически нет улучшения. Мне непонятно, почему представители власти относятся к этим опросам столь несерьезно. К примеру, кандидат в президенты Георгий Маргвелашвили заявил, что, оказывается, погрешность при таких исследованиях составляет 40 процентов. И если по опросу его поддерживают 40 процентов, то на самом деле это 80 процентов. Я считаю подобные заявления абсолютно несерьезными", - говорит Цинцадзе.

А вот эксперт Рамаз Сакварелидзе полагает, что единственная задача NDI - обеспечить "Национальному движению" второе место в рейтинге политических субъектов. "Мне непонятно, как можно доверять исследованиям организации, которая прогнозировала в 2012-м году одно, а получили мы совсем другое, - сказал Сакварелидзе в интервью GeorgiaTimes. - А руководитель грузинского офиса этой организации Луис Наварро, по заявлению одного из сотрудников NDI, замешан в политических играх. Вполне возможно, что рейтинг партии Иванишвили действительно несколько понизился. Но опросы должны проводить другие организации или те же средства массовой информации, иначе доверие к подобным исследованиям равно нулю. Я считаю, что когда погрешность исследования составляет 30-40 процентов, то его нельзя публиковать и делать какие-то выводы", - сказал Сакварелидзе.

До парламентских выборов коалиция "Грузинская мечта" также заявляла о недоверии социологическим опросам NDI. Очевидно, отношение представителей "Мечты" к этой организации не изменилось и сейчас, после выборов в парламент и прихода во власть. Насколько мнения NDI и населения Грузии совпадают друг с другом на сей раз, станет известно в ходе президентских выборов, намеченных на 27 октября. 

Михаил Вардзелашвили