Парламентская Ассамблея ОБСЕ критикует правительство Бидзины Иванишвили за "выборочное правосудие". В резолюции этой организации говорится о задержании бывшего премьер-министра Грузии Вано Мерабишвили по "политическим мотивам". Грузинские эксперты сомневаются, что последний документ каким-то образом повлияет на окончательное решение суда. Тем не менее аналитики полагают, что подобные опасения международных структур необходимо принять во внимание.
После Конгресса США, принявшего недавно резолюцию о недопустимости преследования в Грузии людей по политическому признаку, теперь правительством Бидзины Иванишвили "занялась" Парламентская Ассамблея ОБСЕ. В последней резолюции этой организации, принятой в Стамбуле, содержится озабоченность в связи с задержанием генерального секретаря "Единого национального движения" Вано Мерабишвили. "ПА ОБСЕ приветствует передачу власти путем выборов впервые в истории страны. Вместе с тем, Ассамблея подчеркивает важность верховенства закона и призывает правительство Грузии отказаться от выборочного правосудия, выражает обеспокоенность в связи с решением о предварительном задержании бывшего премьер-министра и предполагаемого кандидата в президенты", - сказано в резолюции.
Особо настораживает термин "выборочное правосудие". Это как раз то, в чем Бидзина Иванишвили и "Грузинская мечта" неоднократно обвиняли прежние власти Грузии и лично Михаила Саакашвили. А теперь из самих критикуют за эти действия, притом с международной трибуны.
Ранее за Мерабишвили заступились также европарламентарии, а именно Народная партия Европы. А в связи с информацией о несоответствующих условиях содержания под стражей Вано Мерабишвили председателю парламента Давиду Усупашвили пришлось оправдываться в Комитете Европарламента по внешним связям.
Сразу же после принятия этой резолюции информацию "подхватил" Михаил Саакашвили. Он заостряет внимание на том, что ОБСЕ впервые использует термин "политический заключенный" в отношении Грузии. По его словам, все это наносит "непоправимый вред" международной репутации страны.
"Авторитет Грузии на международной арене рос в последнее время. Выросло уважение к нашей стране, и она утвердилась на всемирной политической карте. Использование термина "политические заключенные" наносит ущерб престижу Грузии, и этот вопрос нас очень волнует", - сказал Саакашвили.
Эксперты говорят о низком уровне доверия в отношении грузинского правосудия. Именно с этим связаны последние замечания международных структур. "Действия нынешних властей в отношении Вано Мерабишвили безусловно носят политический характер, - сказал в интервью GeorgiaTimes эксперт по политическим вопросам Ника Читадзе. - Но маловероятно, что они прислушаются к этим советам международных структур, поскольку о политически мотивированных арестах речь шла и раньше. Были резолюции Совета Европы, Европарламента, еще до ареста Мерабишвили, но власти никак на это не реагировали. Поэтому говорить о том, что они спохватятся сейчас и резолюция ОБСЕ будет иметь решающее значение, не стоит. Лично у меня не вызывает сомнения, что это выборочное правосудие. Когда ты отпускаешь из под стражи автора кадров о пытках в грузинских тюрьмах Ладо Бедукадзе, когда осуждаешь действия властей во время разгона акции оппозиции 26-го мая 2011 года, но не принимаешь во внимание то, что оппозиция устроила в этот день провокацию, это, безусловно, показатель того, что правосудие в Грузии носит выборочный характер", - полагает эксперт.
Эксперт Сосо Цинцадзе также сомневается, что последняя резолюция повлияет на решение грузинских властей в отношении Вано Мерабишвили. "Как вы себе представляете, чтобы нынешние власти учли рекомендации ОБСЕ? Что они, освободят Вано Мерабишвили или предъявят ему менее тяжкие обвинения? - задается вопросом Цинцадзе в интервью GeorgiaTimes. - Процесс против Мерабишвили и Ахалая зашел слишком далеко, настолько далеко, что обратного пути уже нет. Или же власти должны признаться в собственной ошибке в отношении этих двух лиц, чего они, естественно, не сделают".
"Я считаю, что в данном случае определенные политики заостряют внимание на каких-то конкретных пунктах этой резолюции, - продолжает Цинцадзе. - А ведь любая резолюция ОБСЕ и других организаций - скрупулезно составленный текст на дипломатическом языке. Но в целом это неприятный факт для Грузии. Возможно, грузинское правосудие убеждено, что до завершения процесса будут собраны настолько неоспоримые улики, что ни у кого не останется никаких вопросов. Я думаю, что следствие должно завершиться в кратчайшие сроки, и, что самое главное, приговор должен быть основан на реальных фактах и доказательствах, чтобы не было даже тени сомнения после окончательного вердикта суда. Так что я считаю, что в процессе следствия на подобные опасения и утверждения, даже таких организаций, как ОБСЕ, не нужно обращать большого внимания. Главное, каким будет решение суда. Вот за это и властям, и правосудию уже придется отвечать. Я очень надеюсь, что судебная система в Грузии не будет такой же, как на протяжении последних 9-ти лет", - заявил Цинцадзе.
Интересно, что во время голосования против резолюции не выступил никто, в том числе депутаты парламента от "Грузинской мечты". Возможно, и парламентарии разделяют эти опасения международных структур. Ведь в Грузии к нынешнему моменту сложилась плохая традиция. У любой власти были свои собственные заключенные. Теперь нынешним властям придется доказывать, что они прервали эту печальную тенденцию последних лет.
Михаил Вардзелашвили