Россия и Грузия: ничего личного, просто бизнес?

Премьер-министр Бидзина Иванишвили подчеркивает, что экономические связи между Россией и Грузией станут более активными параллельно процессу урегулирования политических отношений между двумя странами. Какими сферами могут заинтересоваться российские бизнесмены в Грузии и что думают по этому поводу грузинские экономисты?

Грузинский премьер считает возвращение на российский рынок сельхозпродуктов, минеральной воды и вина недостаточным для экономики страны. Бидзина Иванишвили выступает за активное привлечение российских инвестиций. Премьер-министр и миллиардер, чье состояние, по данным Forbes, оценивается более чем в 5 миллиардов долларов, по его же словам, уже обсуждал возможность сотрудничества с Анатолием Чубайсом - руководителем компании "Роснано", во время встречи в Давосе. Речь идет о "совместном проекте" в сфере высоких технологий.

"Я затрудняюсь сказать, сколько сегодня в Грузии компаний, которые принадлежат российским бизнесменам, но думаю, что в будущем Грузия станет еще более привлекательной для российского бизнеса, - сказал Иванишвили на пресс-конференции для журналистов. - Сегодня страна испытывает нехватку инвестиций, и поэтому правительство активно работает в этом направлении. Это касается энергетики, туризма, сельского хозяйства. Мы ведем поиск заинтересованных лиц". Премьер также отметил, что в Грузию недавно приезжал владелец компании "Тбилводоканал", бывший заместитель Анатолия Чубайса Андрей Рапапорт. "Он хотел продать компанию, но я показал ему, что отношение к бизнесу будет совершенно иным, и, мне кажется, он отказался продавать компанию, а решил, напротив, развивать ее", - сказал Иванишвили.

Одна из инициатив премьера касается создания в стране частного инвестиционного фонда, который готов выступать финансовым партнером для иностранных инвесторов, желающих реализовать проекты в Грузии. Иванишвили убежден, что российские инвестиции увеличатся по мере урегулирования отношений с Российской Федерацией.

Особо плодотворно Грузия и Россия на сегодняшний день сотрудничают в сфере энергетики. Даже в период августовской войны 2008 года из России в Грузию поступала электроэнергия. Эксперты называют еще несколько сфер, которыми могут заинтересоваться российские бизнесмены.

- Это может быть производство черных и цветных металлов, химическая промышленность, пищевая промышленность, легкая промышленность и другие сферы, - сказал в интервью GeorgiaTimes эксперт по экономическим вопросам Александр Твалчрелидзе. - Я абсолютно согласен, что с соседями необходимо иметь хорошие экономические связи. Будет еще лучше, если российские компании примут участие в создании инвестиционного фонда, работа над которым ведется сейчас.

- Противники этого процесса заявляют, что нельзя передавать грузинский бизнес российским компаниям, поскольку Россия хочет прибрать к рукам грузинскую экономику, а кроме того, это помешает нашему сотрудничеству с западными партнерами. Что Вы думаете об этом?

- Вот представьте себе круг Ваших друзей. Разве если у Вас появится новый друг, Вы потеряете отношения с остальными? Всегда наши западные партнеры, НАТО, Евросоюз призывали нас урегулировать отношения с Россией. А экономические контакты как раз являются путем для налаживания отношений с Россией. Почему между нами медиатором должна выступать Швейцария? Мы не должны вести себя как маленький ребенок, который шагу не может сделать без своей няни. Пора уже Грузии самостоятельно вести политику на международной уровне. Те, кто противится этому процессу, дилетанты, ничего не понимающие ни в политике, ни в экономике, - считает Твалчрелидзе.

Руководитель индустриальной группы Грузии и эксперт по экономическим вопросам Натия Турнава также считает, что какая бы страна не вкладывала в Грузию инвестиции, этот процесс будет подчинен грузинскому законодательству, поэтому можно только приветствовать вложение капитала из России, как и из любой другой страны. "Грузия испытывает инвестиционный голод, - заявила Турнава в интервью GeorgiaTimes. - В первую очередь Россия может заинтересоваться новыми инвестициями в энергетику, где сотрудничество не прекращалось даже в самый сложный период двусторонних отношений. Это чрезвычайно важно, поскольку энергетический рынок Грузии достаточно мал, и если у него не будет выхода на другие страны, то развивать энергетику будет невозможно. Он находится в хорошем техническом и коммерческом контакте с Российской Федерацией. Я думаю, что возможно участие России в строительстве новых объектов энергогенерации, так что наряду с Турцией это будет основной бизнес-партнер Грузии. Затем - инфраструктура, сельское хозяйство, поскольку в последнее время стало реальным возвращение грузинской сельхозпродукции на российский рынок. Инвестиционный фонд также играет положительную роль в этом процессе. Грузия все-таки входит в группу стран повышенного риска. Если инвестора встретит в Грузии структура, которая даст ему дополнительные гарантии, то это может только способствовать привлечению инвестиций. Тут возникает уже другая проблема - необходимо сделать работу этого фонда достаточно прозрачной, чтобы бизнесмены имели информацию о том, какой проект имеет перспективу, какой - нет. К сожалению, в Грузии нет традиции и культуры составления хороших бизнес-планов и бизнес-проектов, это тоже серьезная проблема, которую надо будет решить", - сказала Натия Турнава.

Последнее заявление главы МИД России Сергея Лаврова также свидетельствует о том, что и Россия не против налаживания экономических отношений с Грузией. Глава российского внешнеполитического ведомства отметил, что Москва приветствует "прагматичную позицию" новых властей Грузии. 

Михаил Вардзелашвили