Откуда в Тбилиси берутся автомобили с государственными регистрационными знаками Южной Осетии? Один из жителей грузинской столицы несколько дней назад выложил в Сети сделанную им в центре города фотографию машины, которая судя по ее номерам, только что прибыла из Южной Осетии. Этот факт вызвал нешуточные дебаты.
Автомобилей советского производства на улицах Тбилиси осталось не так то много. То тут, то там изредка промелькнет потрепанная "шестерка", а иногда "семерка", которая лет 25 назад считалась чуть ли не самой престижной советской машиной. Сегодня на них, в основном, приезжают из районов, где советские авто еще сохранились. Возят на таких машинах уже не пассажиров, а чаще всего перевозят фрукты, овощи и другие продукты для реализации на рынке.
Машин российского производства - еще меньше. Они теперь в диковинку. В основном это автомобили с российскими номерами. Появляются они по большей части летом, когда в Грузии открывается туристический сезон.
Ну а машина из Абхазии или Южной Осетии на улицах Тбилиси - это и вовсе нонсенс. Правда лет 10 назад автомобили с серией "ЮО" можно было встретить и в Гори, и в Тбилиси, и в Батуми. Но после войны 2008 года, движение автотранспорта как из Южной Осетии в Грузию, так и из Грузии в Южную Осетию, было закрыто. Исключение составляет лишь Ахалгорский район, куда даже ходит автобус из Тбилиси, однако попасть туда может только местное грузинское население.
Тем более удивительно было увидеть на улице Тбилиси автомобиль с номерными знаками из Южной Осетии. "Ладу" десятой модели несколько дней назад сфотографировал один из жителей Тбилиси недалеко от Макдоналдса в центре Тбилиси на улице Марджанишвили. Фото тут же выставили в интернет, что вызвало неоднозначную реакцию в Грузии. "Мы что, уже признали независимость Южной Осетии?" "Вот вам и новая политика Иванишвили - жители Южной Осетии беспрепятственно разъезжают по улицам столицы Грузии". "Интересно, а с тбилисскими номерами в Цхинвали пропустят?". Были и такие комментарии - "Официально они граждане Грузии, то есть имеют право передвигаться по всей территории Грузии". "Наверное правительство что-то решило по отношению к этим территориям, но мы об этом не знаем".
Часть грузинских экспертов затрудняется делать комментарии по этому вопросу. "Я не смогу ничего комментировать, пока не узнаю, что это за автомобиль, как он попал в Тбилиси, по каким причинам" - заявил Georgia Times эксперт по политическим вопросам Георгий Хуцишвили. "Возможно кто-то приехал в Тбилиси на лечение, может быть человеку было плохо и ему позволили приехать в Тбилиси для оказания медицинской помощи. Надо выяснить все детали".
- Но машина стояла у Макдоналдса а не около больницы.
"Тогда я и вовсе затрудняюсь давать оценку. Быть может вам лучше обратится к государственным структурам?" - посоветовал Хуцишвили.
За разъяснениями мы обратились в аппарат государственного министра Грузии по реинтеграции. Однако в ведомстве Пааты Закареишвили от комментариев воздержались и посоветовали нам обратиться в Министерство внутренних дел Грузии. Представители МВД обещали "разобраться в ситуации", однако в результате никаких комментариев не последовало и от них.
Зато "проникновение" авто из Южной Осетии на территорию Грузии охотно прокомментировали представители Единого Национального Движения. "Конечно же это может быть часть политики новых властей Грузии, в то же время не исключено, что машина из Южной Осетии оказалась на территории, подконтрольной Тбилиси просто из-за невнимания" - сказал в интервью Georgia Times депутат парламента от "Единого Национального Движения" Давид Дарчиашвили. "Возможно контроль за автотранспортом несколько снижен или его вовсе нет, и поэтому и происходят подобные факты. Правда я затрудняюсь судить, по какой причине эти люди прибыли в Тбилиси. Но когда речь идет об оккупированной территории и передвижении лиц с этой территории, то здесь должны быть серьезные механизмы контроля. Я не говорю, что надо запретить их передвижение, но оно должно быть под контролем" - сказал Дарчиашвили.
Юрист и эксперт Дмитрий Лордкипанидзе отмечает, что в этом вопросе необходимо разделить право на передвижение конкретной личности и его автотранспорта. "Этот вопрос не регулируется законом об оккупированных территориях" - сказал Лордкипанидзе в интервью Georgia Times, "Заезжать в Грузию со стороны Абхазии и Южной Осетии запрещено только гражданам другого государства. А здесь речь идет о людях, которые находятся на территории, не подконтрольной Тбилиси, но по всем международным нормам являющейся территорией Грузии. Я даже не исключаю, что у этих людей есть какие-то документы о регистрации транспортных средств, быть может для временного въезда в Грузию. Но выданы эти документы конечно властями Абхазии и Южной Осетии, но никак не Грузии. Конечно правительство должно более четко зафиксировать позицию по отношению к этим людям и их передвижению в Грузии. В любом случае, это не является нарушением грузинского законодательства. В отношении транспортных средств, необходимо разработать какой-то конкретный механизм и урегулировать этот вопрос" - сказал Лордкипанидзе.
Закон в отношении всех един - это один из лозунгов правительства Иванишвили. Получается, что владелец авто с номерами Южной Осетии, как ни в чем не бывало припаркованной у Макдоналдса в Тбилиси, не нарушал грузинских законов. Иначе реакция от правительства Грузии была бы более резкой. А значит не исключено, что в недалеком будущем, а может быть даже этим летом, к примеру житель Цхинвали или Джавы может проехать почти всю территорию Грузии, въехать в Абхазию, отдохнуть на море, а затем, как ни в чем не бывало, вернуться обратно - в Южную Осетию. До сих пор подобных фактов не было, но начать ведь никогда не поздно.
Михеил Вардзелашвили