После смены власти в Грузии сюда стали возвращаться экс-высокопоставленные лица страны. Каждый со своей инициативой. Один из них - бывший министр госбезопасности Грузии Валерий Хабурдзания, занимавший этот пост в 2001-2004-х годах. "Вернусь для того, чтобы создать первую по-настоящему пророссийскую партию", - заявляет экс-министр.
Следует отметить, что это слишком громкое заявление бывшего председателя КГБ в Грузии встретили неоднозначно. С одной стороны стоят те, кто считает, что для здоровой и открытой конкуренции с силами прозападными, или, скорее, всё-таки проамериканскими, создание альтернативного института, каким явится пророссийская партия Хабурдзании, дело неплохое. И это может быть действенным. Многие даже не прочь посодействовать организации такой партии и готовы сотрудничать с ней.
К примеру, Каха Кукава в интервью GTimes довольно открыто заявил, что приветствует возвращение в страну бывших чиновников Грузии и готов поддержать инициативу Валерия Хабурдзания. Правда, с маленькой оговоркой. "Пока рано говорить что-либо конкретное по поводу существования такой пророссийской партии в Грузии. Первые серьёзные комментарии можно будет сделать уже после первых реальных шагов, но само создание такой партии небесперспективно. То есть сама деятельность её создателя определит, насколько это действенно и эффективно, и можно будет сделать выводы. А по ходу станет ясно, будем ли мы сотрудничать с этой партией".
Хабурдзания сделал и еще одно интересное заявление. "Американцы сегодня дёшево покупают Грузию, а Россия вообще не платит за это. Необходимо, чтобы обе стороны платили дорого", - сказал он. На это Каха Кукава отвечает так: "Не думаю, что Грузии вообще стоит продавать себя. У неё достаточно внутренних ресурсов, чтобы не прибегать к таким радикальным методам существования".
Каха Кукава - один из тех грузинских политиков, которые не отрицают необходимость налаживания отношений с русским соседом. Несколько дней назад в Москве, в пресс-центре "Мир новостей", за круглым столом, организованным центром Льва Гумилёва, обсуждались перспективы создания Евразийского Союза и возможность вхождения в него Грузии. За этим столом сидел и Каха Кукава. Председатель партии "Свободная Грузия", выражая своё отношение к данной возможности, отметил: "Экономическая ситуация в стране такова, что существует прямая зависимость Грузии от российского рынка. Что касается культуры, то Россия для Грузии на протяжении последних 200 лет является культурным ориентиром. Начиная с 19-го века, отношения с Россией привели к расцвету Грузии в науке, спорте, культуре. Также надо понимать, что налаживания отношений с абхазами и осетинами возможно только при посреднической миссии России".
Вопрос в другом. Является ли Валерий Хабурдзания, экс-председатель КГБ, также известный как "доверенное лицо" Путина, именно тем политическим лидером, который "найдёт общий язык с российскими лидерами в отношении Абхазии и так называемой Южной Осетии", как обещает сам экс-министр, соблюдая при этом интересы Грузии?
Без большого энтузиазма обещания Валерия Хабурдзании были восприняты президентом клуба независимых экспертов Сосо Цискаришвили. Он подчеркивает, что экс-министр госбезопасности не был участником батальных политических событий в Грузии последнего времени. Всё это время он был в России. В своём интервью GTimes господин Цискаришвили отметил, что "все прекрасно помнят личную просьбу Владимира Путина, адресованную Михаилу Саакашвили, сохранить на посту министра обороны Валерия Хабурдзанию". Эта опека российского лидера настораживает.
- Сейчас желание бывшего министра создать в Грузии пророссийскую партию может быть просто обязательством перед людьми, его подославшими, - считает Сосо Цискаришвили. - Понимаете, в его деятельности никогда не было прозрачности, и я не уверен, что личная перестройка человека может быть такой колоссальной, чтобы делать такие прямые прозрачные заявления.
- И всё-таки, на Ваш взгляд, чего добивается экс-министр, делая такие эпатажные заявления?
- Это не более, чем самолюбование. С тем же успехом он мог бы в Вашингтоне создать прогрузинскую партию. У неё было бы то же предназначение.
- И всё-таки, если эта пророссийская партия будет создана в Грузии, каковы её шансы на выживание?
- Думаю, в Грузии найдутся те, кто поддержит эту инициативу. Но таких будет немного. И, на мой взгляд, существование партии с выраженной пророссийской ориентацией в Грузии малоперспективно. Я могу только посочувствовать Хабурдзании, который обременил себя такой тяжёлой задачей, - говорит Цискаришвили.
В Грузии на сегодняшний день существуют 2 вектора развития. Один нацелен на Европу и Америку, другой - на Россию. Михаил Саакашвили не скрывал своей западной ориентации. В эпоху его правления дипломатические отношения с Россией были прерваны. Было ясно, что пока у власти в Грузии находится он, отношения с Россией налажены не будут. Приблизило это Грузию к Европе? К НАТО?
Сегодняшняя власть в лице Бидзины Иванишвили лавирует между двумя векторами. С одной стороны, он подтверждает, что внешний курс государства останется прежним: Грузия будет стремиться в НАТО. С другой стороны, налицо стремление премьер-министра наладить добрососедские отношения с Россией. При этом он считает, что нужно убедить Россию, что вступление его страны в НАТО не представляет угрозы для неё. Иванишвили выступает не так открыто, как его предшественники.
А чего хочет грузинское общество? Оно тоже сегодня раскололось надвое. Если у старшего поколения есть некая ностальгия по Советскому Союзу, когда "холодильники были полными, и вообще всё было тихо и спокойно", и любые разговоры о воссоединении с Россией они воспринимают именно через эту призму, то молодое поколение слишком далеко ушло от советских ценностей. Молодёжь Грузии не говорит на русском языке, зато прекрасно владеет английским и полностью ориентирована на Запад. Если спросить любого представителя молодёжи, хочет ли он вступления Грузии в СНГ или в Евразийский Союз, то вопрос этот вызовет у него по меньшей мере смех.