Между Арменией и Грузией достаточно много нерешенных вопросов. Это тарифы на транзит армянских грузов по грузинской территории, вопрос сокращения часов преподавания армянского языка и литературы в школах Джавахети, социально-экономические проблемы армянской общины и вопрос возможного открытия абхазской железной дороги, соединяющей Армению и Грузию с Россией. Но одна из главных проблем - это так называемые спорные церкви.
Между Ереваном и Тбилиси есть много сложных и отнюдь не новых проблем, которые делают армяно-грузинские отношения напряженными. Так что грузинского премьера Бидзину Иванишвили, на днях посетившего Армению, ждали там с большим интересом. В результате были даны положительные политические ответы почти на все проблематичные вопросы. Грузинский премьер-министр выразил готовность сделать отношения двух стран "идеальными" и "лучшими в истории".
Отдельно рассмотреть все проблемы армяно-грузинской повестки в рамках одной статьи невозможно. Это довольно широкая и сложная тема, которая требует серьезного исследования. Особого внимания заслуживает вопрос возвращения под юрисдикцию Армянской Церкви 6 армянских церквей в Тбилиси и на территории других регионов Грузии. "Грузинское правительство готово принять любое решение совместной армяно-грузинской комиссии, которая будет исследовать вопрос принадлежности храмов", - сказал грузинский премьер. Это заявление дает надежду на то, что наконец-то наметятся некие подвижки в обсуждении столь актуальной проблемы.
В настоящий момент ряд наиболее важных памятников ААЦ, все еще сохраняющихся в Тбилиси, объявлены "спорными церквями", из-за чего они остаются без присмотра. По непонятным причинам, в 2002 году сгорела и пришла в аварийное состояние церковь Сурб Ншан (1701 год постройки), в 2009 развалилась церковь Мугни Св. Геворга (XIV век постройки). Продолжает оставаться в бесхозном состоянии церковь Св. Норашен, которая также объявлена спорной. Ряд инцидентов вокруг этой церкви имел место в 2008, 2009 и 2010 годах.
Читайте подробнее: Армянская церковь в огне
Весь абсурд в том, что при наличии 80-тысячной армянской общины в Тбилиси действуют всего две армянские церкви, тогда как другие национальные меньшинства с подобной проблемой не сталкиваются. Для сравнения, в грузинской столице есть две действующие синагоги, хотя численность еврейской общины не превышает 3 тысяч человек.
Здесь есть доля вины и самой армянской общины Тбилиси, которая, не смотря свои размеры, сильно разобщена, не играет активной роли в общественно-политической жизни столицы и к тому же активно мигрирует (около 2000 человека в год). Община, не смотря на публичные многообещающие заявления армянского духовенства Грузии, все больше отдаляется от Армянской Церкви (воскресные службы посещают не больше 200 человек) и языка, стабильно идет в объятия ассимиляции, опускается на социальное дно. В силу своего маргинального положения армяне Грузии не в состоянии коллективно бороться за свои права.
С другой стороны, как отмечают представители общины, продолжает падать и авторитет грузинской епархии ААЦ. Она не смогла стать сильным звеном общины, а принятые в епархии решения расходятся с предпочтениями армян. При сохранении указанных тенденций общине грозит постепенное исчезновение путем поглощения, миграции и ассимиляции.
Ситуация с возвращением церквей, сколько бы этого ни желали светские власти Грузии, усугубляется еще и тем, что серьезные политические обсуждения этой темы всегда торпедируются со стороны ГПЦ, которая еще недавно задушила подобное начинание в зародыше. В 2011 году власти Грузии предприняли попытку дать юридический статус грузинской епархии ААЦ и другим религиозным конфессиям, однако после сильного демарша Грузинской Церкви вопрос повис в воздухе.
Из вышеизложенного следует, что запустить процесс решения вопроса церквей власти Грузии, при наличии политической воли, могу уже сейчас, однако благополучно завершить его будет очень трудно. Решение этой проблемы требует от власти умения ходить по минному полю так, чтобы не подорвать свой авторитет. Это больше внутренняя проблема Грузии, которую нужно рассматривать в контексте борьбы между политической и светской властями. В любой момент ГПЦ может «подмочить» репутацию власти в обществе.
Следует также добавить, что, согласно заключенному Конкордату между политической властью и ГПЦ, все находящиеся на территории Грузии храмы принадлежат Грузинской Церкви, которая, по сути, является самой мощной националистической "политической силой" (в силу большой лояльности населения как к Церкви, так и личности патриарха Ильи II) после партии премьер-министра. Но в целом благосклонное отношение власти Грузии к решению церковной проблемы уже говорит об изменении политического настроя и о готовности бороться за укрепление своих позиций по отношению к Церкви.
Аршалуйс Мгдесян