МИД Грузии начал изучать вопрос мониторинга грузов на российско-грузинской границе. Соглашение об этом было подписано еще в конце 2011 года прежними властями Грузии. Членство в ВТО - в обмен на мониторинг грузов на границе с Грузией, в том числе на границе с Абхазией и Южной Осетией. Таков компромисс, на который пошла Россия в обмен на поддержку со стороны Тбилиси в вопросе членства во Всемирной Торговой Организации. Глава Министерства иностранных дел Грузии Майя Панждикидзе отмечает, что "в ближайшее время станут известны определенные подробности".
Некоторые детали уже известны. Контроль за товарами будет осуществлять швейцарская компания SGS - один из мировых лидеров в сфере инспекционных услуг, экспертизы, испытаний и сертификации. Количество сотрудников компании превышает 70 тысяч человек, которые работают более чем в 1350 офисах и лабораториях по всему миру.
Перечень услуг компании велик. Это инспекция и проверка количества, веса и качества товаров; испытания продукции по различным показателям; сертификация продукции, систем менеджмента и услуг на соответствие требованиям стандартов, которые установлены государствами, органами по стандартизации или клиентами SGS. Помимо этого, услуги по проверке соответствия продукции требованиям международного или национального законодательства.
Соглашение по мониторингу Грузов - первый и пока единственный документ, подписанный между властями Грузии и России после августовской войны 2008 года. После того как Россия признала независимость Абхазии и Южной Осетии, Тбилиси разорвал дипломатические отношения с Москвой. Единственный канал связи - посольство Швейцарии и секция России и Грузии при этом посольстве. Дипотношения не восстановлены до сих пор.
Впрочем, на компромисс в вопросе членства России в ВТО пошли и власти Грузии. Многие политические силы внутри страны обвиняли власти в "односторонних уступках" Москве. Дело в том, что в начале переговорного процесса по ВТО Тбилиси требовал размещения на границе России с Абхазией и Южной Осетией грузинских таможенников, на что ни одна из сторон пойти не могла. Упорство Тбилиси продолжалось до тех пор, пока руководство Торговой организации по собственным каналам не дало понять, что Россия может вступить в эту организацию и без согласия Грузии. Просто традиционно все страны принимались в ВТО единогласно, однако если следовать уставу, то согласие Тбилиси не требовалось.
Надавили на власти Грузии и США, очень заинтересованные в принятии России в ВТО. В результате был выработан компромиссный вариант, подразумевающий подключение к этому процессу независимой швейцарской компании.
По мнению аналитиков, после вступления России в ВТО у грузинской продукции появляется хороший шанс вернуться на российский рынок. Если же Россия будет этому препятствовать, то у Грузии будет легальный инструмент для достижения этой цели при помощи ВТО.
Некоторые грузинские эксперты зашли еще дальше. Так, эксперт по политическим вопросам Тенгиз Пхаладзе называет мониторинг грузов на границе "косвенным признанием со стороны России территориальной целостности Грузии". "Грузия не имела никакой информации по поводу грузов, которые пересекали границу через Рокский тоннель (Южная Осетия) и реку Псоу (Абхазия). Теперь эта проблема решается. Помимо этого, Россия косвенно признает границу Грузии", - говорит Пхаладзе.
Эксперт по экономическим вопросам Александр Твалчрелидзе более сдержан в своих оценках. "Я конечно же приветствую это соглашение между Россией и Грузией. Считаю, что это способствует восстановлению нормальных экономических отношений между нашими странами. Компания SGS является одним из лидеров в этой сфере, так что выбор сделан правильно. Россия безусловно пошла на определенные уступки, однако я бы не назвал это решение косвенным признанием территориальной целостности Грузии. Просто Москва признала независимость Абхазии и Южной Осетии, а необходимо было договариваться с Грузией, ведь членство в ВТО накладывает на нее определенные международные обязательства".
До подписания этого соглашения руководства Абхазии и Южной Осетии заявляли, что условия вступления России в ВТО могут нанести вред их интересам. Там отмечали, что никаких международных мониторинговых групп на территорию Абхазии и Южной Осетии не допустят, и эта позиция будет неизменной. Однако чуть позже стало известно, что представители компании SGS будут расположены на территории пограничного пункта России. Недовольство также вызвано тем, что в грузино-российском соглашении не упомянута граница между Россией и Южной Осетией и граница между Россией и Абхазией. Лишь географические координаты тех мест, где будут расположены представители швейцарской компании.
Условия сделки со швейцарской компанией пока не разглашаются. Естественно, SGS получит от этого соглашения немалую прибыль. Несмотря на решение формальных вопросов, точная дата начала мониторинга на грузино-российской границе пока не известна.
Михаил Вардзелашвили