Еще недавно считалось, что среди мусульманских стран и народов рождаемость по определению выше, чем среди тех, которые исповедуют христианство. Однако последние статистические данные, касающиеся Грузии и близких к ней географически государств, ломают эти стереотипы.
В мусульманских Турции и Иране такой важнейший демографический показатель, как суммарный коэффициент рождаемости (количество детей на одну женщину) опустился ниже отметки 2,1 - уровня, необходимого для простого воспроизводства населения. В Турции он сегодня чуть ниже 2, а в Иране и того меньше: в 2012 году он зафиксирован на рекордно низком для этой страны уровне 1,6. Для сравнения, по данным Национальной службы статистики, в Грузии в 2009 году коэффициент рождаемости поднялся до показателя 2. Правда, к 2011 он опустился до 1,9, но по предварительным итогам минувшего года, скорее всего, официально вернется к уровню 2. Таким образом, стереотип о том, что грузины-христиане имеют меньше детей, чем мусульмане - турки и иранцы, должен отойти в прошлое.
Более того, при расчете суммарного коэффициента рождаемости берутся «официальные» статданные о численности населения, а они во всех кавказских государствах завышены. Формально в Грузии живет 4,5 млн человек, но как минимум полмиллиона граждан постоянно пребывают за рубежом и не приезжают на родину месяцами, а то и годами. Если учесть, что многие за рубежом и рожают (этих детей, естественно, грузинская официальная статистика не учитывает), то реально суммарный коэффициент рождаемости в Грузии не ниже отметок 2,1-2,2. Демографический кризис в стране, по сути, близок к преодолению.
Тенденция роста рождаемости характерна практически для всех православных (по вероисповеданию большей части населения) бывших советских республик. Для сравнения, в России в конце 90-х годов минувшего века суммарный коэффициент рождаемости поднялся с 1,3 до 1,7. То есть в средней русской семье рождается больше детей, чем в средней иранской.
То, что население Ирана пока растет, а население России - нет, объясняется просто «инерцией». Когда в России коэффициент рождаемости упал ниже отметки 2,1 (в далеких 70-х годах прошлого века), в Иране приходилось по 6-7 детей на одну женщину. В Грузии тогда этот показатель был на уровне 2,2-2,3. Таки образом, за три-четыре десятилетия в Иране произошло катастрофическое падение демографических показателей, и оно продолжается, тогда как Грузия, а вслед за ней и Россия, постепенно начинают демографически оздоровляться.
Похожие тенденции отмечаются и в Армении. Хотя «официально» коэффициент рождаемости здесь находится на уровне 1,7, реально он уже дошел до 2. Как и в Грузии, статистика Армении считывает армянских граждан, живущих за границей, своими, но забывает учесть рожденных ими же за рубежом детей. Что касается Азербайджана, то сегодня, на фоне Турции и Ирана, это самое демографически благополучное мусульманское государство региона: реальный коэффициент рождаемости находится здесь на уровне 2,3.
Между тем целесообразно посмотреть на демографические тенденции с точки зрения изменений, произошедших в традициях населения и в религиозном мышлении.
В мусульманских странах идет стремительная секуляризация и вестернизация. Жители Турции активно перенимают как европейские взгляды на жизнь, так и демографическое поведение. В Иране, несмотря на мусульманский официоз, идет тот же самый процесс. Более того, официальная исламская идеология начинает восприниматься иранцами так же, как жителями «позднего» СССР коммунистическая: формально они ей следуют, но «в душе» равняются на Запад, тем более что этому помогает спутниковое телевидение и Интернет. И самое главное - уровень благосостояния и уровень потребления в Турции и Иране стремительно приближаются к «западному уровню». Здесь формируется многочисленный средний класс с соответствующими ценностями, в которые многодетность не входит.
Что же касается грузин, русских и армян, то можно сказать, что значительная часть населения здесь «переболела» европейскими ценностями. Первоначальная эйфория перестроечных времен и времен распада СССР быстро сменилась суровой реальностью и необходимостью как-то выживать, а этому выживанию способствуют семейные связи. Поневоле традиционные семейные отношения деградировали не так быстро, как это произошло в западноевропейских странах, и не так быстро, как это буквально на глазах происходит в Турции и Иране. Поэтому не столько пособия на детей (которые велики в России, но мизерны в Грузии), но и осознание того, что «жизнь продолжается», несмотря на экономические трудности, и кроме родных (включая детей) надеяться на помощь неоткуда, сыграло свою роль в повышении рождаемости.
Свою роль в росте рождаемости в Грузии, России и Украине играет и Православная Церковь, которая решительно борется с абортами и поощряет многодетность. Самый красноречивый пример: решение Католикоса Патриарха всея Грузии Илии ІІ стать крестным отцом третьего и последующих детей в семье вызвало настоящий «демографический бум». По мнению демографов, это повысило уровень рождаемости в Грузии как минимум на 20 %. Таким образом, «моральные» стимулы в решении демографических проблем действуют намного эффективнее, чем материальные.
Владимир Цхведиани