На днях в Грузии был проведен опрос населения на тему отношения к известным персонам. Оказалось, что 93 % грузин симпатизируют Католикосу-Патриарху всея Грузии Илии ІІ. Не все они являются христианами - есть и представители других конфессий. Даже Бидзина Иванишвили уступает по популярности грузинскому Патриарху.
Недавно, 17 декабря 2012 года, были опубликованы итоги последнего социологического исследования Национального демократического института США (NDI) в Грузии по позитивному отношению населения к известным личностям. Лучше всего граждане относятся к Католикосу-Патриарху всея Грузии Илии ІІ: свое позитивное отношение к нему выразили почти 93 % респондентов. На втором месте премьер-министр страны Бидзина Иванишвили: ему свои симпатии отдали 80 % опрошенных. Значительно отстает действующий президент страны Михаил Саакашвили - за него высказались всего 29 % респондентов. Опрос проводился в период с 14 по 25 ноября 2012 г. в масштабах всей Грузии. В нем приняли участие 1947 человек.
Это исследование много о чем говорит. Ведь, согласно статистическим данным, православные составляют около 80 % населения Грузии. Остальные - это мусульмане, прихожане Армяно-григорианской Церкви, католики, протестанты, иудеи, езиды. И получается, что в стране, где православных 80 %, положительно относятся к главе Православной Церкви около 93 % населения!
Более того: исследование проводила американская структура, заподозрить которую в особых симпатиях к православию ну никак нельзя, особенно в свете начавшегося в нынешнем году на Западе "информационного наезда" на Русскую Православную Церковь (дело Pussy Riot - прим. автора). Помня слова Збигнева Бжезинского, в свое время заявившего, что после краха коммунизма самым главным врагом Запада является православие, можно предположить, что завышать рейтинг Илии ІІ американцы бы не стали.
И вообще, у американских социологов нет никакого резона "подтасовывать результаты" в такой маленькой стране, как Грузия - они рискуют потерять доверие в других, более значимых странах. Даже если допустить погрешность в 3 %, максимально допустимую для социологических исследований, то все равно получается, что среди симпатизирующих патриарху Илии ІІ как минимум около 10 % православными не являются. И это притом, что среди формально православных граждан Грузии попадаются и убежденные атеисты, и "ярые западники" типа Тенгиза Аблотии, который в своих статьях при любом удобном случае высказывает обвинения в адрес Православной Церкви (самое "страшное" из которых - это то, что православные, дескать, "сторонники Кремля").
В итоге получается, что Предстоятель Грузинской Православной Церкви является фактором сплочения общества, а ГПЦ - основным государствообразующим институтом. Факт же высокой религиозности грузин отмечают практически все: в грузинских церквях, как правило, по сравнению с церквями в России, намного больше молодежи и мужчин.
Священник Дмитрий Юревич сегодня является настоятелем Свято-покровского храма в селе Качкаровка в Херсонской области на Украине. В 2003-2005 гг., еще не будучи в сане, он трижды посещал Грузию, причем два раза организовал специальные "пешие паломнические походы" по святым местам Грузии. Ребята жили в палатках и смогли хорошо изучить грузинскую глубинку.
Отец Дмитрий вспоминает: "Больше всего меня поразило то, что даже в самым бедных селах либо строились церкви, либо уже были построены. В некоторых горных районах Грузии тогда вообще ничего не строилось, кроме церквей. Видно было, что для людей их вера - самое главное, что они могут обойтись без бытовых удобств и комфорта, но не могут без молитвы. Когда грузин видит крест или церковь, он осеняет себя крестным знамением. Для него это не просто дань традиции - ведь в этот момент человек вспоминает о Боге, что бы он ни думал до этого. Крестное знамение - это тоже исповедание веры. Даже если это "внешнее", нужно понимать, что внешнего без внутреннего не бывает. И, вернувшись в Киев, проезжая на общественном транспорте через Днепр, я стал наблюдать за людьми. В отличие от грузин, видя купола и кресты Киево-Печерской Лавры, люди не крестились. А если кто-то из них при виде Лавры перекрестится, то можно было смело подходить к нему и говорить "гамарджобат" - с 99 % вероятностью это будет грузин".
И действительно, воздух Грузии, что называется, пропитан православием. К тому, что грузины следуют канонам Православной Церкви, хорошо относятся и представители других конфессий. "Много грузин ходят в церковь и соблюдают свои обычаи, - считает азербайджанка Гюльнара из Марнеули, которая регулярно возит овощи на продажу в Тбилиси. - Это заметно: когда у грузин начинается пост, они перестают покупать мясо, а покупают больше овощей, фруктов, зелени. Соблюдать то, чему учит твоя вера, надо. И есть мусульмане, которым надо брать пример с грузин, как надо относится к своей вере".
У грузинских армян через принятие православия происходит процесс "огрузинивания", но некоторые, даже становясь прихожанами Православной Церкви, сохраняют свое национальное самосознание. Рубен - чистокровный армянин, коренной тбилисец, но является прихожанином православной церкви. "По крови я армянин, а по вере православный. Истина не имеет национальности. В Православной Церкви есть грузины, греки, русские, армяне - и это считается нормальным, никто из священников и верующих по национальности людей не делит. И Православная Церковь везде одна и та же - что здесь, в Тбилиси, что в России. Везде одни молитвы, одни заповеди и каноны", - считает Рубен.
"Православная Церковь чтит и святых, которые дороги армянам и были армянами - святых Риписме, Гаяне, Григория, - продолжает Рубен. - Для грузин одна из любимых святых - мученица Шушаник, дочь великого армянского полководца Вардана Мамиконяна. Те армяне, которые были византийскими императорами - все были православными. В современном мире Армении будет трудно без помощи христианских стран. А ближе всего к ней страны православные - Грузия и Россия. Если для России и Грузии самым главным будет православие - и между ними тоже будет дружба".
Владимир Цхведиани