С виду этот дом на улице Вильгельма Пика не отличить от других жилых домов Москвы. Но на входе впечатление меняется. Здесь тебя встречают приветливые люди необычной внешности, говорящие на необычным языке. Каждого вошедшего ждет теплый восточный прием. Этот дом называется Курдским домом Москвы. Здесь бьется сердце курдской общины России. Община эта живет тем же, чем живут курды во всем мире. А беды и проблемы у всех курдов мира одни и те же.
В самой большой комнате на стене висит большой портрет Абдуллы Оджалана. Чуть подальше, ближе к окнам - флаги Курдистана и России. Самое почетное место отведено фотографиям курдов-партизан, погибших в разных частях исторического Курдистана. "Большинство наших товарищей погибли за свободу курдского народа в турецких горах, - говорят курды. - Геноцид курдов, начатый Ататюрком, продолжается до сих пор. Множатся его жертвы. В тюрьмы бросают женщин и маленьких детей. Там их держат в ужасных условиях, насилуют, пытают. Впрочем, взгляните на телевизор, там все увидите".
Небольшой плазменный телевизор передавал новости курдского кабельного канала. "Это полицейские проводят зачистку в курдском квартале турецкого города, - переводил сотрудник Курдского дома. - Это военные вертолеты Турции "зачищают" базу РПК в горах".
Читайте также Курды не знают, жив ли Оджалан
"А это фото из тюрьмы Имрали, где сидит Абдулла Оджалан". На фото пожилой человек с измученным лицом в маленькой камере без окна. "Видите, он читает книгу. Раньше ему не разрешали ни книг, ни газет", - говорят курды. И вздыхают: "Уже больше года от него нет никаких известий. Даже наши товарищи в курдских горах и родственники Оджалана о нем ничего не знают. Но курды во всем мире не оставляют надежды на освобождение Оджалана. Свободный Оджалан - это мир для курдского народа и всего Ближнего Востока".
В Курдском доме можно встретить курдов из Ирака, Ирана, Турции и Сирии. Здесь бывают и курды из Европы. Этот народ считает, что самая лучшая жизнь у него была во времена СССР. "Я сам родом из Тбилиси, - говорит один тбилисский езид. - В советские времена этот город был интернациональным, и все народы уважали друг друга. Такая атмосфера помогала тбилисским курдам сохранять язык, культуру, религию. В СССР к нам было уважение, росло наше благосостояние. Поскольку у курдов семьи большие, государство нам давало бесплатные квартиры. Достаточно было курду получить на вступительных экзаменах "тройки", и его принимали в вуз. В нашей среде было много интеллигентов. В советской Грузии была газета "Заря Востока". В редакции этой газеты было очень много курдов. В Институте востоковедения Армянской ССР курды занимались историей Ближнего Востока, курдским языком. Ситуация резко изменилась после распада СССР", - вспоминает тбилисский курд.
К его словам присоединяется Фархат Патиев, председатель Федеральной культурной автономии курдов России. "После 1991 года всем советским курдам пришлось искать себе место для проживания, - говорит Патиев. - В Казахстане занялись только казахами, Грузия стала только для грузин. Еще раньше был армяно-азербайджанский конфликт, конфликт турков-месхетинцев с узбеками в Фергане. У самих курдов проблем с с соседями никогда не было. Наш народ интегрировался в местное общество, изучал местный язык, трудился на благо края, где жил. После того как мы осели в России, мы стали частью российского общества. Это касается всех курдов мира, а не только курдов СССР. Из той же Сирии и Ирака в Россию едут инженеры, врачи, юристы. По уровню этнической преступности, о которой так много говорят в последнее время, курды всегда занимали одно из самых последних мест".
Курды вспоминают, что в советское время много курдов жило в Армении. "А теперь из Армении бегут все, прежде всего сами армяне", - говорят курды, которые недавно были в Армении. "Армянская пресса в последнее время не жалеет ярких красок для "курдской угрозы", которая якобы нависла над Арменией. Одна из причин такого настроя - шаткость положения Армении. Армяне пытаются его как-то укрепить темой геноцида армян и своими претензиями к Турции, в том числе территориальными. Самая приемлемая для армян контрибуция - это юго-восток Турции, который Ереван считает исторической частью Великой Армении. А в то же время этот регион - Турецкий, или Северный Курдистан, где курды Турции проливают кровь за свободу своего народа".
Курды продолжают: "Допустим, армяне получат юго-восток Турции. А куда в таком случае деваться турецким курдам? Армяне открыто говорят, что пусть лучше этот край будет у турков, чем у курдов. Когда армяне говорят о курдах, они вспоминают об участии курдов в геноциде армян на стороне Турции. Да, это было. Но они забывают, что от этой резни пострадали курды-езиды. Туркам помогали резать армян курды-мусульмане, которые потом резали своих братьев-езидов. Об этом армяне почему-то забывают. Курдов-езидов тогда спасла от истребления сначала Российская империя, а потом Советский Союз. Сейчас мы обращаем свои надежды на Россию", - сказали в Курдском доме GTimes.
Читайте также Свобода Оджалана - мир на Ближнем Востоке
Курды-езиды составляют наиболее активную часть курдского общества России. Езиды признают, что только следование вере предков помогает сохранить свою идентичность и духовный стержень. Своего святилища - Лалеша - у езидов России до сих пор нет. По словам курдских активистов, власти РФ поначалу занимались долгим изучением того, что такое езидизм. Эта религия слишком экзотична для России. По закону, не традиционной для РФ религиозной общине можно строить свой храм только по истечению 15 - летнего срока. Теперь государство готово дать землю под Лалеш. Дело остается за деньгами и личным желанием курдов. Лалеша пока в России нет.
Из-за отсутствия Лалеша религиозная жизнь курдов-езидов сконцентрирована в семейном кругу. К слову, о езидской семье. Традиционная езидская семья эндогамна. "Смешанные браки у курдов допускаются, но они зачастую приводят к тому, что езиды отдаляются от своей религии, забывают язык и обычаи, - сказал Фархат Патиев. - Поэтому в езидской среде отдается предпочтение эндогамии".
Езиды России ассоциируют себя с Рабочей партией Курдистана и ее лидером Абдуллой Оджаланом. В 1998 году лидер РПК, будучи в Москве, захотел остаться в России. Отказ России принять Оджалана и по сей день остается болезненной раной для курдов. "Мы понимаем, что Россия тогда оказалась в плену большой политики и своих экономических интересов в Турции. Можно говорить, что Россия была тогда слабой. Но кивки на прошлые слабости сегодня уже ей не помогут. Ситуация на Ближнем Востоке такова, что Россия вот -вот потеряет свои последние позиции в этом регионе и не стремится обретать новых. Если бы Россия оказала в 90-х помощь лидеру РПК, она бы приобрела широчайшую поддержку курдского народа и мировой общественности, поскольку свобода Оджалана - один из определяющих факторов мира на Ближнем Востоке и в других регионах. В частности, на Кавказе. Но курды видят, что Кавказ постепенно отдаляется от России, и Россия с этим почти что смирилась. За Кавказом могут последовать и другие регионы, например Татарстан. Так русские могут потерять свою Родину. Курды - народ, лишенный своего государства - искренне не хотят распада России. Потому что любят ее", - сказал Патиев.