Талыши и армяне:турецкая "заноза" для Баку

В минувшие выходные в Гяндже и Ленкорани открылись два дипконсульства Турецкой Республики. Азербайджанский эксперт Фарида Багирова, комментируя это событие, сказала: «Анкара наладила свои отношения с абхазами, осетинами, лезгинами. Сейчас налаживает с талышами. Остались только армяне». Но, судя по всему, турецкие представительства будут заниматься и другими делами. В частности, реализацией больших геополитических проектов. 

Статус диппредставительства Турции в Ленкорани - почетное консульство. Согласно международному регламенту, деятельность представительства такого типа ограничена пределами города или округа, в котором расположено консульство. Сам почетный консул де-факто не подчиняется ни генконсулу, ни чрезвычайному и полномочному послу своей страны. Почетный консул не числится в дипкорпусе делегированной страны, не получает жалование от ее внешнеполитического ведомства, а кроме того, сам организовывает и финансирует работу своего представительства.

Из этого следует, что возможности у таких представительств весьма ограниченные, а деятельность сводится к функциям культуры, спорта или общественных связей. Почетное консульство Турции в Ленкорани, по идее, не было исключением из правил. Но среди официальных лиц, открывавших консульство, присутствовал человек, который к культуре или спорту имеет весьма косвенное отношение. А именно - министр промышленности и энергетики Азербайджана Натиг Алиев, в прошлом президент Государственной нефтяной компании Азербайджана (SOCAR).

Имя Натига Алиева аналитики неразрывно связывают с азербайджанским участием в крупнейших транснациональных нефтяных проектах. Но в этом плане министр энергетики играет далеко не первую скрипку. Право «первой партии» в транскаспийской энергетической партитуре принадлежит эксперту из США Ричарду Морнингстару, ставшему в августе этого года послом США в Азербайджане.

До Морнингстара интересы Вашингтона в Азербайджане представлял Мэтью Брайза - специалист Госдепа США по вопросам конфликтов на Южном Кавказе. Сменив в Азербайджане Брайза на Морнингстара, Вашингтон не только поставил на Южном Кавказе «своего» человека, но и определил дальнейшие геополитические шаги на Кавказе и Ближнем Востоке.

«За Морнингстаром тянется длинный хвост конфронтаций США с Ираном. Как известно многим, именно США настаивают на экономическом, а не силовом давлении на Иран, и Морнингстар приложил к этому свою руку. Кроме того, этот человек проталкивал в Конгрессе США так называемый «проект Большого Азербайджана»», - сказал в интервью GTimes политолог-международник Станислав Тарасов.

Энергетическое прошлое посла США определяет его дипломатическое настоящее. В сфере его близких контактов - руководители нефтяной отрасли Азербайджана, политики, специалисты по международным делам. Одним из визави и доверенных лиц Морнингстара является Натиг Алиев, который в минувшую субботу присутствовал при открытии почетного консульства Турции в Ленкорани. Зачем Турции потребовалось открывать там свое консульство?

Ленкоранский район - это прежде всего азербайджанские талыши, которых в республике величают «пятой колонной Ирана». Все действия официального Баку против талышских лидеров носят трендовую для Запада антииранскую окраску. Как известно, Баку в плане Ирана выступает едва ли не самым жестким антагонистом. Однако его союзником по антииранской коалиции оказался Израиль, что не замедлило сказаться на качестве отношений Азербайджана с его другим союзником - Турцией. После того как Израиль осознал свое положение аутсайдера на ближневосточной арене, он переключил основную часть своих сил на Азербайджан, стараясь как можно сильнее «оторвать» Баку от исламистской Турции.

Турция, в свою очередь, вовсю втягивает Азербайджан в западные энергопроекты и попутно копит очки в Вашингтоне. Осенью этого года в США пройдут выборы президента, и турецкий премьер Эрдоган старается подстраховать свои тылы на все случаи их исхода. Наилучшей подстраховкой для этого станет успех транснациональных энергопроектов, которые патронирует лично посол США в Азербайджане Морнингстар. Что касается Азербайджана, то правящая элита республики также старается ловить ветер, который после ноября 2012 года пойдет на Кавказ из Вашингтона.

От проблем энергетических проектов перейдем к вопросу азербайджанских национальных меньшинств. Как уже было сказано, талыши для официального Баку - это «мальчики для битья». Во-первых, они ираноязычные, во-вторых - набожные мусульмане. Не исключено, что эти «изъяны» азербайджанских талышей для исламистов из Анкары стали привлекательной особенностью, и Турция старается вовлечь их в свою орбиту, чтобы опередить в этом плане Россию и Иран - главных энергетических соперников Анкары.

Также не следует исключать того, что азербайджанские талыши для Турции станут тем же, кем для Израиля стали турецкие курды - досадной, но управляемой занозой, которая не позволяет уйти с «правильного» направления. Если Баку вздумает свернуть с заданного Анкарой вектора, то Анкара в любой момент может надавить на эту занозу, и Баку ничего не сможет сделать. Для координации турецких действий в этом направлении задействовано множество рычагов, один из которых - линия общественно-культурных связей. Почетное консульство Турции в Ленкорани - одно из звеньев этой линии, и одновременно прикрытие для возможных агентов влияния Анкары в историческом Талышистане.

«Открывая консульство в Ленкорани, Турция хочет показать, что страны, являющиеся региональными лидерами, будут вести битву за талышский регион не на шутку, - сказал GTimes Исмаил Шабанов, лидер талышской диаспоры России. - Тут, как обычно, Турция снова опередила всех, как и в прошлый раз, успев первой в Ленкорани открыть турецкую школу с нетрадиционным религиозным оттенком.
Естественно, одним открытием консульства в Талыше цели Турции не ограничиваются. На мой взгляд, у Турции далеко идущие и многозначительные планы. То есть от распространения идеологии пантюркизма до пропаганды учения Саида Нурси».

По словам Исмаила Шабанова, Турция имеет стратегические интересы в талышском регионе. «Территория, которую занимает талышский народ, проживающий на побережье Каспийского моря, также граничит с Ираном. Она не только не безразлична Турции - я бы даже сказал, что талышский регион является очень важным местом для продвижения турецких амбициозных планов в регионе Каспийского бассейна на границе с Ираном», - заключил Шабанов.

Параллельная линия аналогичного воздействия Анкары на Азербайджан - фактор Нагорного Карабаха. В этом направлении Турция действует примерно так же, как и с талышами. Прикрытием для возможных агентов влияния в Карабахе стало консульство Турции в Гяндже - городе, находящемся в 40 километрах от границы Азербайджана с непризнанной республикой. Генконсульство в Гяндже было открыто в тот же день, что и почетное консульство в Ленкорани. 

Тамерлан Алероев