В Кабардино-Балкарии больше нет мест для черкесов Сирии. В КБР, КЧР и Адыгее с самого начала было предусмотрено четкое количество квот на прием иностранцев. На днях Нальчик сообщил, что лимит республики исчерпан, а сирийским черкесам придется искать себе убежища в Адыгее или в Карачаево-Черкесии. Но ехать туда они не спешат. Пока на Кавказе определяются, что делать с собратьями из САР, черкесские организации ищут для них другую родину. Например, Израиль.
Руководство Кабардино-Балкарии заявило, что у республики исчерпались квоты на прием черкесов из Сирии. В связи с этим всех репатриантов будут отправлять в те республики, которые согласятся их принять. Например, о таком желании не так давно заявила Адыгея. В отличие от КБР, у Адыгеи еще осталось в запасе 200 квот, и Майкоп с радостью готов их потратить на собратьев из Сирии. "К нам из КБР приехало уже 50 человек. А всего в нашей республике проживает уже более 160 сирийских черкесов", - заявил председатель комитета Адыгеи по делам национальностей Аскер Шхалахов.
Сейчас в Адыгею едут те черкесы САР, кому по ряду причин отказали в КБР. По словам кабардинских общественников, самая большая проблема состоит в том, что ни в республиканском, ни в федеральном бюджете на черкесов Сирии не предусмотрено ни рубля. Квота не означает для иностранца автоматического обустройства, трудоустройства и так далее. Она лишь дает право на нелимитированное проживание в РФ. Расходы на питание, жилье и другую материальную помощь для черкесов САР взяли на себя неправительственные организации и просто частные благотворители.
По сути, квота для беженца - это пролонгированные "птичьи права". Но даже таких "прав" для черкесов САР оказалось недостаточно, что видно на примере Кабардино-Балкарии. "При всем желании руководства КБР, республика не в состоянии помочь репатриантам из Сирии. Может быть, в будущем году квот будет больше. Все будет зависеть от того, как будут развиваться события в Сирии, - рассказал GTimes Каншоби Ажахов, президент Международной черкесской ассоциации (МЧА). - Помощь черкесам САР в той же КБР идет по линии общественной организации "Пэрыт" и МЧА. Пока что местные власти помогают решать ряд насущных проблем. Черкесам САР есть где жить, что есть. Решается вопрос с документами, со школой для детей. Но КБР не тратит на это деньги из своего бюджета. Пока ситуация не критичная, поскольку в КБР, КЧР и Адыгее не так много репатриантов. Как будет в будущем - неизвестно. Сейчас поток репатриантов приостановился, поскольку покинуть Сирию стало очень трудно", - сказал Ажахов. То, что Москва не выделила заранее денег на черкесов САР, президент МЧА объясняет так: "Когда шла работа над федеральным бюджетом 2012 года, в Москве не знали, что в Сирии будет война и что России придется принимать сирийских черкесов".
Читайте также Да поможет черкесам Россия
Адыгейский журналист Аслан Шаззо воспринял последнюю фразу Ажахова критически. "МЧА утверждает, что Москва была не готова к тому, что в Сирии начнется война. Но о том, что в САР будут боевые столкновения, московские эксперты говорили еще в начале 2011 года. Думаю, Москва знала и о том, что сирийские черкесы в случае войны попросят убежище в России. Черкесы САР своих устремлений не скрывали никогда".
Шаззо также изложил изданию свое видение "ступора", возникшего в процессе черкесской репатриации в Россию. "Помощь для репатриантов в Адыгее идет только от местной общественности. Руководство республики и Москва им не помогают. На обустройство репатриантов в Кабардино-Балкарии Москва денег тоже не дает, но в КБР ситуация с обустройством получше. С самого начала репатриации сирийские черкесы хотели остаться жить в КБР. Считанные единицы ехали в Майкоп или Черкесск, и на это есть много причин. В Адыгее условия пребывания для сирийских черкесов гораздо хуже, чем в КБР. Сейчас число прибывших в Адыгею возросло, но не намного. Это весьма странно, поскольку многие репатрианты - потомки тех черкесов, которые жили когда-то в нынешней Адыгее и Краснодарском крае. Их называют "низовыми" черкесами. Нынешние "низовые" не очень-то стремятся на родину предков. Это связано с тем, что в Адыгее хуже с материально-технической базой. К тому же черкесы, еще будучи в Сирии, были наслышаны о проблемах, с которыми столкнулись в Адыгее черкесы разоренного Косова. Скажу честно: опыт с репатриацией черкесов Косова в Адыгее не состоялся", - сказал Шаззо изданию.
Похоже, что кавказское сообщество России заранее предугадывало нечто подобное и с черкесами Сирии. Еще 6 августа международные черкесские активисты составили обращение к израильскому премьеру Биньямину Нетаньяху с просьбой принять черкесов САР. В тексте обращения Израиль назван "последней надеждой черкесского народа и российских граждан".
Один из авторов обращения, сопредседатель Российского конгресса народов Кавказа Андзор Кабард, рассказал об этой инициативе GTimes: "Год работы с Москвой по вопросу спасения черкесов Сирии потерян. Мы стали искать убежища для сирийских черкесов. Если говорить об окружающих Сирию странах, то Иордания и Турция приняли уже много сирийских беженцев. Но мы опасаемся, что в Иордании скоро будет неспокойно. Беженцев в Иорданию армия САР расстреливает в упор. Останется искать убежище только в Израиле, где уже есть черкесские поселения. Я общался с израильскими черкесами. Лучше, чем в Израиле, они себя нигде не чувствовали".
Его мнение во многом разделяет и известный абхазский эксперт Беслан Кобахия. "Я лично поддерживаю это обращение. Черкесское сообщество понимает, что у России сейчас проблемы в плане приема беженцев из Сирии, поскольку здесь замешана геополитика. Еще задолго до этого обращения наше движение опубликовало письмо ко всем черкесским организациям мира с просьбой о создании широкой информационной волны по положению черкесов в Сирии. Мы рекомендовали черкесским организациям обращаться напрямую к лидерам своих государств".
Читайте также Сирийских черкесов лишили родины
Аслан Шаззо разделяет мнение о том, что черкесам САР лучше жить там, где им готовы помогать. Неважно, Израиль это, Турция или США. Но в интервью изданию эксперт также напомнил о том, что черкесы уже не первый раз в истории пытаются попасть в Россию: "Израиль во время Шестидневной войны 1967 года захватил Голанские высоты, где на тот момент были места компактного проживания сирийских черкесов. Тогда черкесы Сирии обратились к руководству СССР с просьбой о репатриации. Желающих приехать в СССР было столько же, сколько и сейчас, если не больше. СССР отказал голанским черкесам в репатриации, после чего они эмигрировали в США, в штат Нью-Джерси. Нынешние черкесы Америки воспринимают Россию как злую мачеху своего народа. Для них родина - это США, а интересы американского государства - их интересы", - сказал Шаззо GTimes.