Россия и Китай блокировали в четверг в СБ ООН принятие западного проекта резолюции с угрозой санкций против Сирии. В ходе намеченного на сегодня голосования Москва намерена поддержать пакистанский вариант, предусматривающий техническое продление миссии по наблюдению в Сирии (МООННС) на 45 дней.
В четверг вечером Москва и Пекин воспользовались правом вето и проголосовали против предложенной Великобританией резолюции, предусматривающей санкции против властей. Россия и Китай, требующие налаживания политического диалога, выступают против санкций, которые на практике направлены только против правительства Сирии, так как оппозиция представляет собой разрозненные группы, многие из которых никому не подчиняются.
По Сирии в СБ ООН имелись два проекта резолюций: российский — с предложением продлить на три месяца мандат наблюдателей в надежде на политический процесс, и западный — с угрозой санкций. Однако западные партнеры Москвы отказались рассматривать российский проект, настаивая на силовом подходе. Такая же идея содержалась в рекомендациях генерального секретаря ООН Пан Ги Муна и в обновленном плане спецпосланника всемирной организации и Лиги арабских государств Кофи Аннана, который предлагал наделить наблюдателей функцией посредников между властями и оппозицией в Сирии.
Сегодня в ходе намеченного голосования в СБ ООН Россия поддержит подготовленную Пакистаном резолюцию, предусматривающую техническое продление миссии по наблюдению в Сирии (МООННС) на 45 дней. Об этом заявил постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин.
"Есть очень хороший пакистанский текст резолюции, я знаю, что буду поддерживать его", — сказал Чуркин. По его словам, Исламабад предлагает техническое продление мандата миссии без каких-либо условий, что является лучшим решением в данной ситуации. "Через 30 или 45 дней мы оценим ситуацию, учитывая точку зрения генерального секретаря (ООН Пан Ги Муна)", — отметил постпред РФ.
Судьба ооновской миссии решится в пятницу в 10:00 утра по местному времени (18:00 мск). "Если мы не хотим повторить длительные дискуссии, нужно взять формулировки из резолюции 2043 (о развертывании МООННС), немного изменить их для соответствия новым реалиям и принять решение о техническом продлении миссии", — подчеркнул российский постпред. Именно это, по его словам, и предлагает пакистанский проект.
Великобритания решила не оставаться в стороне и представила свой вариант документа, предусматривающий продление миссии, но требующий от Дамаска вывести тяжелую технику из населенных центров и прекратить насилие. За него, по всей видимости, и будут голосовать западные страны. Это, в частности, косвенно подтвердила постпред США Сюзан Райс, заявившая, что пакистанский текст "повторяет предложения России".
"Некоторые из наших коллег сказали, что хотят свернуть миссию, так как ситуация слишком опасная, но теперь они готовы голосовать за британскую резолюцию. Это вводит в замешательство", — прокомментировал ситуацию Виталий Чуркин.
В четверг вечером только французский постпред Жерар Аро выразил надежду, что стороны придут к договоренности и МООННС продолжит работу, передает ИТАР-ТАСС.
Между тем, глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что принятие резолюции СБ ООН с санкциями против властей Сирии станет прямой поддержкой революционного движения.
"Вместо того, чтобы оппозицию успокаивать, некоторые наши партнеры подстрекают, чтобы она продолжала… Кроме всего, вы наверно слышали, что сейчас объявлен "Дамасский вулкан", операция "Битва за столицу", "Решающий бой", и на этом фоне принимать резолюцию, в которой будут в одностороннем порядке запрещать что-то правительству делать, — это прямая поддержка какого-то революционного движения", — подчеркнул Лавров.
"Давить на одну сторону (конфликта) — означает втягиваться во гражданскую войну и вмешиваться во внутренние дела государства", — убежден глава российской дипломатии.
Лавров подчеркнул, что Россия не держится за режим Башара Асада, но по-прежнему против резолюции СБ ООН, которая откроет путь к военной операции в Сирии. "Эти заклинания, что Асад должен уйти, — от безысходности. По-моему, наши западные партнеры не знают, что делать, отсюда эмоциональная риторика", — сказал он.
Он напомнил, что иностранные партнеры говорят о том, что Москва должна отказать в поддержке режима Асада, и тогда все стало бы хорошо. "Как вы себе представляете, мы спрашиваем?", — рассказал глава МИД.
Лавров также напомнил, что против Ливии вводили эмбарго на оружие, однако оппозиция продолжала получать его. "Это грубейшее нарушение решений Совета безопасности. Как проследить за тем, чтобы оппозиция не получала оружие, ответа на это нет", — сказал он, передает РИА Новости.
Конфликт в Сирии начался с антиправительственных волнений в марте 2011 года и с тех пор его жертвами стали 16 тысяч человек. Сирийские власти заявляют, что готовы сложить оружие, однако нападения со стороны вооруженной оппозиции, не дают это сделать.
Пока трудно сказать, что конкретно даст пребывание в Сирии наблюдателей, если оно будет продлено СБ ООН на какой-то ограниченный срок. Как сказал ранее на этой неделе журналистам "июльский" председатель совета, колумбиец Несто Осорио, ситуация в Сирии вышла за рамки возможностей какого-либо влияния на власти и оппозицию, и одной только резолюцией проблему не решить.
Генеральный секретарь ООН разочарован неспособностью Совета Безопасности найти компромисс, хотя он и его спецпосланник предлагали варианты мер по урегулированию сирийского конфликта.
Однако западные страны по-прежнему добиваются ухода президента Сирии Башара Асада, полагая, что это остановит насилие, а Россия и Китай опасаются, что потеря государственности и власти в Сирии наоборот приведет не только к гражданской войне, но и региональному конфликту.