Международная конференция "Группы действий" по Сирии завершилась в субботу в Женеве принятием итогового коммюнике. До самого последнего момента казалось, что разногласия между сторонами, прежде всего относительно судьбы президента САР Башара Асада, останутся непреодолимыми. Этого не произошло, и документ в итоге был принят. Хотя, как выяснилось, поняли стороны его очень по-разному.
Представляя его, специальный представитель ООН и Лиги арабских государств (ЛАГ) Кофи Аннан прежде всего отметил, что участники встречи согласились создать в Сирии переходный управляющий орган и оказывать давление на все стороны конфликта. Все присутствовавшие на встрече международные игроки - министры иностранных дел "пятерки" стран-членов Совета Безопасности ООН (Великобритания, Китай, Россия, США и Франция), а также главы МИД Ирака, Катара, Кувейта, Турции, верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности, генсеки ООН и ЛАГ - выразили решительную поддержку разработанному Кофи Аннаном мирному плану, призвав Дамаск к его выполнению.
Среди шести содержащихся в документе пунктов отсутствует положение, в котором отказ Башара Асада от власти выдвигался бы в виде непременного условия для запуска политического переходного процесса в Сирии, стоящей на грани гражданской войны. Это можно расценивать как победу российской дипломатии, последовательно возражавшей против подобных подходов. Созвучную с Москвой позицию занимает и Пекин. А ведь еще за три дня до начала женевской конференции дипломатические источники в Вашингтоне говорили о том, что госсекретарь США Хиллари Клинтон примет участие во этой встрече лишь в том случае, если другие участники согласятся с необходимостью отказа президента Асада от власти.
Как заявил Кофи Аннан, переходный управляющий орган в Сирии "может включить в себя как членов нынешнего правительства, так и оппозиции и других групп", а его формирование должно быть произведено "на основе общего консенсуса". При этом спецпредставитель подчеркнул, что данное решение "будет оставлено на усмотрение сирийского народа".
Однако этого нельзя добиться без прекращения насилия, масштабы которого не перестают расти с начала антиправительственных выступлений в Сирии в марте прошлого года. И тут опять Москва записала на свой счет очко, добившись фиксации в итоговом документе положения о том, что все международные игроки должны пытаться убедить сложить оружие всех тех, на кого распространятся их влияние. Как охарактеризовал это на прошлой неделе глава МИД РФ Сергей Лавров, необходимо, чтобы внешние игроки "навалились на "своих" сирийцев, добившись от них прекращения огня". "Члены "Группы действий" будут оказывать совместное и постоянное давление на стороны конфликта в Сирии", - отмечается в коммюнике.
По итогам конференции все ее участники высказывали оптимизм, при этом признавая, что консолидированная позиция не сильно поколебала их стартовые переговорные позиции. Так, Клинтон не упустила возможности напомнить, что в Вашингтоне не хотят видеть нынешнего сирийского президента у власти, хотя ей и пришлось сделать реверанс в сторону принятого документа, который подразумевает, что в создании переходного управляющего органа примет участие и ныне действующее правительство. По ее словам, согласованные изменения в "дорожной карте" Аннана не влияют на основной ее посыл - "Башар Асад должен уйти". "Сегодня мы дали ясно понять, что он (Башар Асад) и те, у кого на руках кровь, могут остаться у власти, - сказала госсекретарь на встрече с журналистами по итогам совещания. - В тексте четко сказано, что все стороны должны участвовать в переходном органе управления, который лишит Асада и его режим какой-либо власти".
Сергей Лавров, который выступал на пресс-конференции сразу следом за главой американской дипломатии, отметил, что совсем иначе понимает итоговую декларацию. "Из документа этого абсолютно не вытекает (необходимость отставки Асада), - сказал он. - В изначальной версии была фраза о том, что должны быть исключены люди, которые мешают миру". "Это не вписывается в принцип инклюзивности политического процесса в Сирии, это не вписывается в положение Устава ООН о невмешательстве во внутренние дела суверенных государств, - добавил министр. - Это не вписывается в логику принятого сегодня документа, где говорится, что судьбу своей страны во всех ее аспектах должны решать сами сирийцы".
В итоговый текст документа не было включено и указание о необходимости принять новую резолюцию СБ ООН, включающую принудительные меры в отношении сирийского руководства, на чем настаивали западные страны, и что вызывало противодействие Москвы. "Это для нас неприемлемо, хотя бы потому что группа, которая сегодня (в субботу) собиралась здесь, не уполномочена предрешать то, что будет сделано в СБ ООН", - прокомментировал этот момент Сергей Лавров.
Таким образом, несмотря на принятие итогового документа, было бы наивно утверждать, что ведущие международные игроки покинули Женеву с одинаковым взглядом на происходящее в Сирии. Однако одно то обстоятельство, что стороны сумели договориться, внушает надежду на то, что международное сообщество все же сможет когда-нибудь "заговорить единым голосом", как это хотелось бы Кофи Аннану, передает ИТАР-ТАСС.
Однако в Сирии этот голос слышать не желают. Представители сирийской оппозиции отвергли приняты на конференции решения, не желая садиться за стол переговоров с президентом Башаром Асадом. По словам оппозиционеров, хотя предложенный план действий и содержит некоторые "положительные элементы", в целом он неприемлем, так как предполагает участие правящей партии в разрешении конфликта. Кроме того, оппозицию не устраивает, что план не устанавливает конкретных сроков разрешения кризиса.
"Мы не можем сказать, что... (на встрече) был достигнут какой-либо положительный результат", - заявил один из представителей оппозиции.
Решения прошедшей в Женеве конференции вряд ли смогут улучшить ситуацию в этой стране, считают эксперты. В то же время, аналитики называют итоги встречи "однозначно позитивными".
"Итоги встречи позитивные. Само по себе то, что российский министр иностранных дел, американский госсекретарь и все остальные представители мирового дипломатического сообщества все-таки смогли договориться о некоторых общих принципах, чрезвычайно радует. Некоторой ложкой дегтя в этой всемирной бочке меда является то, что бумага эта не имеет никакого отношения к действительности и реализована быть не может по определению" - сказал президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский.
По мнению востоковеда, нынешний план, как и план мирного урегулирования, предложенный ранее спецпосланником ООН и ЛАГ Кофи Аннаном, не может остановить насилие в Сирии.
Схожей точки зрения придерживается и руководитель Центра анализа ближневосточных конфликтов Института США и Канады Александр Шумилин. "Здесь скорее можно сказать, что участники принимают желаемое за действительное: они нарисовали почти идеальный вариант выхода из сирийского кризиса. На самом деле в том, как все это изложено, многое не стыкуется, поэтому на то, что эта модель будет работать, шансов немного", - сказал он.
При этом Шумилин заметил, что итоги женевской встречи все-таки могут послужить для сторон сирийского конфликта "сигналом о необходимости активизировать поиск компромиссного решения", так как они подтверждают, что международное сообщество не настроено на силовой сценарий урегулирования.
Правда, отметил эксперт, встреча в Женеве не помогла сблизить позиции РФ и США по ключевому вопросу: должен ли уйти из власти президент Сирии Башар Асад. По мнению Шумилина, уход Асада мог бы "стать важнейшим условием того, что модель, которая предложена в Женеве, заработает". Но для этого нужно, чтобы необходимость ухода Асада признала Россия и, что важнее, чтобы с ней согласился сам Асад, а для этого еще, очевидно, время не пришло, заметил Шумилин.
А вот проректор Российского Экономического Университета имени Плеханова, член Общественной Палаты РФ Сергей Марков, напротив, полагает, что предложенный Женевой сценарий проще реализовать при сохранении за Асадом властных полномочий. "В какой-то мере, как ни парадоксально, это является продолжением линии самого Башара Асада, которая заключается в трансформации политического режима", - сказал Марков.
Эксперт также отметил, что решения "группы действий", по сути дела, являются развитием плана Кофи Аннана, который не смог обеспечить перемирие в Сирии. "Итоги позитивные, они дают шанс на переход к мирному соглашению между сторонами, которые, по сути дела, ведут уже гражданскую войну", - заметил Марков. Правда, при этом эксперт признал, что никакой гарантии, что намеченный в Женеве план будет работать, нет.
По мнению Маркова, ключевой проблемой урегулирования сирийского конфликта является то, что он не носит чисто внутренний характер: в его продолжении заинтересованы и активно участвуют внешние игроки, в первую очередь, из числа врагов Ирана, традиционным союзником которого является Дамаск. "Если удастся перенести конфликт во внутрисирийское пространство, это будет огромной победой, и внутрисирийский компромисс будет достигнут", - полагает политолог, передает РИА Новости.