Турецко-сирийская сага о летчиках

Нынешняя практика ведения войны показала, что военный летчик - это не просто героическая профессия. Боевой пилот нередко становится вольным или невольным героем серьезных дипломатических скандалов, которые приводят к войнам. Нечто похожее на классический "летный скандал" наметилось на прошлой неделе в Сирии. Судя по всему, у него будет продолжение. 

22 июня этого года истребитель F-4 ВВС Турции пропал с турецких радаров. Это случилось вскоре после вылета с авиабазы "Эрхач", расположенной в провинции Малатья. Спустя несколько часов он "нашелся" в Сирии. Местные власти заявили, что "фантом" был засечен над сирийскими территориальными водами Средиземноморья. Согласно нормам международного права, сирийские ПВО имели право сбить "фантом", что они и сделали. Самолет спикировал в морскую зону, упав примерно в 10 километрах от сирийского города Латакия. После того как официальный Дамаск сообщил, что пропавший "фантом" был сбит ПВО Сирии, он предложил туркам создать совместную команду по поиску экипажа. Как сообщало военное ведомство САР, предложение Дамаска было одобрено Анкарой. Примерно в тот же день, в прошедшую субботу, в район Латакии отправилась группа из турецких военных, которая совместно с сирийцами начала поиски летчиков турецких ВВС. Еще 22 июня сирийцы принесли туркам извинения за свои вынужденные действия.

Позже, 24 июня, Анкара обрушила на Дамаск поток обвинений. Утверждения об официальных сирийских извинениях были в категорической форме опровергнуты Реджепом Эрдоганом. По словам главы турецкого МИД Ахмета Давутоглу, действия сирийских сил ПВО - это угроза международной безопасности. Давутоглу официально заявил, что турецкий "фантом", который "совершал тестовый и учебный полет по контролю функционирования национального радара", был сбит не в сирийской средиземноморской зоне, а в международном воздушном пространстве. Выходит, что действия сирийских военных можно смело считать военным преступлением, а утверждения Дамаска о правомерности действий сирийских ПВО - намеренной дезинформацией.

В Анкаре заверили, что после тщательного расследования причин инцидента Турция выскажет свое решение по этому вопросу. Между протокольных строк читалось: турецкий "фантом" обсудят в НАТО. Что и случилось в этот понедельник в Брюсселе, где (по предложению Турции) было созвано чрезвычайное заседание Совета НАТО. От Турции выступал Давутоглу, а от Сирии - спецпредставитель МИД САР в ООН Джихад Макдесси. Выслушав мнения обеих сторон, Альянс принял по поводу инцидента неоднозначное решение. Действия Сирии были признаны неприемлемыми, но это, по словам натовцев, не является поводом для военной интервенции в САР. "Мы не обсуждали статью, по которой страна-член НАТО имеет право просить военной помощи от стран Альянса", - сказал на итоговом брифинге генсек НАТО Андерс фог Расмуссен.

турецкая карикатура на турецко- американскую "дружбу"

Неоднозначность этой позиции в интервью Reuters в понедельник пояснила Марина О'Донелл, сотрудник вашингтонского Института Брукингса. "У Альянса отсутствует аппетит на участие в том, что мы называем дискредитирующей войной", - сказала она. Выражаясь менее дипломатически, у Альянса на эту интервенцию нет ни сил, ни желания. И то, и другое осталось в Югославии, Афганистане и Ираке. В 2011 году сил Альянса едва хватило на Ливию. Если натовцы сейчас полезут в Сирию, то эта интервенция будет равнозначна вынесению смертного приговора для блока как для военной структуры.

При этом турецкая неудача с применением пресловутой 4 статьи Устава НАТО против Сирии не означает, что САР наконец-то оставили в покое. Когда в 2011 году выносилась знаменитая "резолюция 1973", мало кто предполагал, что изрядно потрепанные в предыдущих войнах войска Альянса решаться на войну против режима Джамахирии.

Эксперт Института востоковедения РАН Андрей Арешев в интервью GTimes сказал: "В истории со сбитым турецким самолетом не стоит забывать недавний случай с сирийским военным летчиком, который попросил политического убежища в Иордании. До сих пор неясно, что это за летчик, был ли он вообще сирийцем. Вспоминается аналогичный случай событий войны в Ливии. 21 февраля 2011 года СМИ сообщили, что летчики ВВС Джамахирии угнали на Мальту два истребителя ВВС Ливии, а приземлившись там, попросили политического убежища. В результате в руки натовцев попала ливийская система опознавания "свой-чужой". Через месяц в небе Ливии появились самолеты НАТО, которые бомбили Джамахирию, оставшуюся, по сути, без ПВО. Эпизод с сирийским летчиком-перебежчиком и история со сбитым турецким "фантомом" - разыгрывание "ливийской партитуры" для Сирии.

Турецкий "фантом" должен прежде всего ударить по России. Эта многофункциональная провокация должна дискредитировать усилия Москвы по мирному разрешению сирийского кризиса. Кроме того, турецкий "фантом" будет рычагом давления на Москву по другим аспектам российско-турецкого диалога, в частности по Кавказу и по информационной кампании по признанию "геноцида черкесов". Президент Турции Гюль уже говорит о проигрыше России как о свершившемся факте. По его словам, Россия увидит, что у нее нет иного выбора, кроме как присоединения к тем, кто добивается отстранения от власти Башара Асада. С другой стороны, Западу таких заявлений Анкары уже мало. В Брюсселе и Вашингтоне давно хотят, чтобы турецкие лидеры перешли к действиям".

Что турецкий "фантом" выполнял в Средиземноморье типичное боевое задание, по мнению эксперта, очевиднейший факт. "Самолет ВВС Турции совершал полет на низкой высоте в районе баз сирийской ПВО, рядом с Латакией, и проверял их надежность. Получаемые данные прямо шли в центр НАТО на базе в турецкой провинции Малатья. Совершив облет наземной территории Сирии в районе Латакии, самолет-нарушитель попытался уйти безнаказанным, пересекая воздушное пространство над территориальными водами Сирии. При этом над морем находился второй турецкий самолет, координировавший полет первого.

Целью операции самолета-разведчика, как сообщается со ссылкой на источники в НАТО, была проверка боеспособности сирийских ПВО. Натовцам был нужен точный ответ на вопрос: имеют ли сирийские ПВО, расположенные на побережье, приказ немедленно сбивать иностранный самолет в случае его вторжения в воздушное пространство страны, или же военные будут запрашивать Дамаск, теряя время? Ответ получен: сирийские ПВО будут практически мгновенно, без предупреждения сбивать любые воздушные цели в случае их незаконного вторжения в воздушное пространство страны", - заключает эксперт. 

Стоит добавить, что сирийский пилот, который угнал самолет в Иорданию, не зря искал убежища именно там. Как сообщают СМИ Ирана, ссылающиеся на экс-президента САР Абдулхакима Хаддама, в Иордании, вместе с "зонами безопасности" для беженцев из Сирии, созданы зоны несколько другого характера. В частности, через Иорданию идет переброска в Сирию иностранных наемников для сирийской оппозиции. Кроме того, Иордания вместе с Саудовской Аравией координирует действия исламистов из сирийской оппозиции. На сотрудничество с антисирийским альянсом официальный Амман тоже пошел не сразу. Еще несколько месяцев назад власти Иордании заявляли, что не станут выступать против Башара Асада.