В Афганистане закрылось 550 средних школ. Большая часть из них - это женские школы. Как утверждают афганские власти, в этом виноваты талибы. Однако активистки женского движения страны говорят, что проблема гораздо сложнее. Свобода действий талибам обеспечена поддержкой местного населения. А также... попустительством Хамида Карзая и американцев.
Большая часть провинций Афганистана фактически находится в руках различных талибских группировок, которые периодически воюют между собой за влияние. Но в одном вопросе все талибские главари едины - это вопрос о праве женщины на образование. В период, когда в Кабуле сидело правительство муллы Омара, женским школам в Афганистане была объявлена беспощадная война. Во время правления Карзая исламские радикалы перешли к тактике партизанской войны с женским образованием. В тех провинциях страны, где устанавливается власть "Талибана", школам для девочек места нет.
По данным афганского министерства образования, в тех провинциях, где местное население поддерживает талибов, уже закрыто 550 средних учебных заведений. Большая часть из них - это школы для девочек. Последние пять школ были закрыты в Нангархаре, на границе с Пакистаном. В одной из этих школ педагоги достаточно долго саботировали требование исламистов. Тогда талибы двинули на школу вооруженное местное население. Учителя и девочки спасались от фанатиков бегством. Сейчас на месте этой школы - обгоревшие руины. После того как школьный коллектив был разогнан, исламисты сожгли здание. В этом деле талибами активно помогали добровольцы из числа местного населения.
Жизнь рядовых афганцев давно находится за гранью понимания обычного человека. Для большинства из них единственный способ прокормиться - это наркобизнес. На опиумных полях, на перевозке мака и на переработке сырья заняты, что называется, и стар и млад. Ребенок оценивается родителями как рабочая сила. Если ребенок начинает ходить в школу, то из добытчика он превращается в бесполезного едока, так как школа отнимает время, а время - это деньги. А еще, кроме грамоты, школа прививает совершенно бесполезные знания. В частности, что наркотики - это плохо, а работать на наркодельцов - это преступление.
Читайте также Обама в Афганистане, или Призрак бен Ладена
Вдвойне тяжело афганским девочкам. В семье дехканина или бедного горожанина с нетерпением ждут, когда у девочки начнутся первые месячные. С этого момента ее можно отдать замуж. Мужем девочки-подростка становится любой мужчина, который согласен взять ее к себе в дом и уплатить калым. Сумму калыма определяют родители невесты. Они нередко отказывают тем женихам, чей калым им кажется недостаточным. Девочки, обделенные внешними данными или отличающиеся строптивым характером, идут как бросовый товар. Родители готовы отдать их за первого встречного. В свое время на весь мир прогремела история такой юной афганской женщины, ставшей в 12 лет женой буйного алкоголика и опиумного наркомана. Разумеется, ни о каком образовании в таких условиях не может быть и речи. Мужья и отцы Афганистана рассуждают так: школа учит женщину думать, а если женщина думает, то она начинает бунтовать. В самом деле, в думающей афганке первым делом просыпается недовольство тем, как в этой стране относятся к слабому полу.
Политическая ситуация и "женский вопрос" в этой стране взаимосвязаны. Стоит отметить, что предлогом для американской интервенции в еще талибский Афганистан было массовое угнетение женщин. В декабре 2001 года, спустя месяц после изгнания талибов из Кабула, тогдашняя первая леди США Лаура Буш выступила с торжественным заявлением. "Благодаря нашим недавним военным достижениям на большей части Афганистана, женщины больше не узницы в своих домах. Борьба против терроризма - также и борьба за права и достоинство женщин", - сказала супруга Джорджа Буша-младшего. Администрация Карзая в самом деле открывала женские школы, давала женщинам право на работу и на участие в политике. В кабульском правительстве даже появилось министерство по делам женщин. Однако реальная афганская действительность была другой.
"Даже в Кабуле, где находятся тысячи иностранных солдат, афганские женщины не чувствуют себя в безопасности, и многие продолжают носить "бурку" для защиты. В некоторых районах, где образование для девочек действительно существует, родители бояться позволить своим дочерям им воспользоваться, после сожжения нескольких школ для девочек. Девочек похищают на пути в школу, и сексуальные нападения на детей обоего пола - нынче обычное дело", - писала в своем докладе афганская активистка, скрывшая свое имя под псевдонимом Мариам Рави.
Читайте также Дети - жены Саудовской Аравии
По ее словам, меры Карзая по защите женщин - это показуха для международного сообщества. "Правительство Карзая активно проводит антиженскую политику. Женщины не могут найти работу, школам для девочек часто не хватает самого необходимого - учебников и стульев. Не существует законодательной защиты женщин, и старые законы запрещают им получить помощь, когда они в ней нуждаются". Организованное Карзаем женское министерство - типичный пример того, как афганский президент пускает пыль в глаза своим американским покровителям. "На самом деле министерство не сделало для женщин ничего".
Афганские сотрудницы этого ведомства жалуются, что деньги, выделенные министерству иностранными организациями, разворовываются окружением Карзая. Собственно, война с талибами ведется в Афганистане вовсе не для спасения афганских женщин. "Ни выращивание опиума, ни власть вооруженных шаек, ни терроризм не были уничтожены. Нет ни мира, ни безопасности, ни стабильности. Президент Карзай - заключенный своего собственного правительства, фиктивный глава режима". Об этом прекрасно знают американцы. Они также знают, что реальная власть в Афганистане принадлежит талибам, на которых Запад сейчас делает ставку в деле афганского урегулирования. Чтобы наладить отношения с исламистами, Запад меняет тактику. Теперь афганское женское рабство преподносится как "культурное отличие" этой страны, которое надо уважать.
Видя благосклонность Запада, корректируют свою тактику и талибы. Когда весь мир узнал о массовом закрытии женских школ в "талибских" провинциях Афганистана, исламисты заявили, что эти обвинения - провокация. По словам талибов, они никогда не были настроены против женского образования, в том числе в годы своего пребывания у власти. Как они утверждают, в годы правления Мохаммеда Омара в талибском Афганистане при мечетях открывались школы для девочек, но из-за войны они были закрыты. А в целом исламисты муллы Омара никогда не выступали против образования женщин. Благие намерения талибов еще в январе подтвердил министр образования Афганистана Фарук Вардак. В интервью афганским СМИ министр сказал: "Если при режиме талибов женское образование находилось под запретом, а женщины, желающие учиться или преподавать, могли столкнуться с серьезными угрозами безопасности, то в настоящее время взгляды представителей движения претерпели серьезную эволюцию". В общем, юным афганкам нечего бояться талибов, учиться они им не запретят.
Афганистан тем временем живет обычной жизнью. Жизнь афганской женщины в большинстве районов страны активистки местного движения в защиту женщин именуют жизнью скотины. Даже те девушки, которым посчастливилось учиться, боятся, что вскоре они этого лишатся, так как родители часто не дают им ходить в школу больше четырех лет. Чтобы избежать навязанного брака, они уродуют свои лица кислотой. Или просто кончают с собой.