Курды: что последует за голодовкой?

Участники курдской голодовки в Страсбурге сегодня объявили о ее прекращении. Почему они это сделали? Абдулла Оджалан по-прежнему находится в тюрьме, а эмиссаров Совета Европы в Имрали пока не видели. Страсбургская голодовка была частью общекурдской акции протеста. Ее прекращение свидетельствует либо об удовлетворении курдских требований, либо о том, что курды прибегнут к другим действиям, в том числе силовым. Курдский эксперт в интервью GTimes рассказал о том, что заставило курдов прекратить акцию протеста в Страсбурге.

1 марта возле здания Европарламента в Страсбурге курды начали долгосрочную голодовку. В апреле акция перекинулась на курдских заключенных турецких тюрем. 23 апреля, спустя почти два месяца после начала акции протеста, протестующие курды из Страсбурга объявили о сворачивании голодовки.

Голодовка в Страсбурге была частью общекурдской акции протеста. Курды заранее предупредили, что одной голодовкой могут не ограничиться. "Если европейские власти проигнорируют наши требования, то курды могут даже начать войну", — сказал в марте корреспонденту Gtimes Мераб Шамоев, глава Международного союза курдских общественных объединений. Похоже, что Европу турецкие курды сейчас не интересуют. Оджалан по-прежнему находится в своем одиночном застенке в тюрьме Имрали. Эмиссаров из Совета по пыткам там тоже не замечали. Вопрос признания Курдистана как субъекта международного права сейчас решается не Европарламентом, а лично главой Южного Курдистана Масудом Барзани. Что может означать в этой обстановке резкая отмена почти двухмесячной курдской голодовки? Свое мнение Gtimes изложил Фархат Патиев, председатель Федеральной национально — культурной автономии курдов России.

— Европа курдские требования проигнорировала. Однако, участники голодовки свернули акцию протеста. Почему они это сделали?

— Участники курдской голодовки находились в крайне тяжелом состоянии. Представители Совета Европы и Европарламента настаивали на немедленном прекращении голодовки. Курды отказались выполнять эти требования до тех пор, пока не будут выполнены их условия. Курды требовали, прежде всего, разрешить Абдулле Оджалану встречи с адвокатами и начать процесс по переводу Оджалана из тюрьмы на Имрали под домашний арест. Это, что называется, для начала. Этот процесс должен был завершиться окончательным освобождением Абдуллы Оджалана из-под стражи.

Оджалан передал из имралинской тюрьмы, что он как лидер курдского народа против акций, в которых могут погибнуть или пострадать люди. Он против смертей от голодовок, актов самосожжения. Ситуация с голодающими в турецких тюрьмах и с протестующими курдами в Европе подходила к тому, что люди были в крайне тяжелом физическом состоянии. Ассоциация обществ Курдистана (АОК) призвала всех протестующих прекратить голодовку. АОК сослалась на то, что Абдулла Оджалан просил курдов не ставить под удар свои жизни. Оджалан сказал, что курды должны добиваться своих прав и признания курдского народа как самостоятельного субъекта международного права в рамках иных действий.

— Что Оджалан имел в виду под иными действиямм?

 

— Оджалан хочет, чтобы курдская проблема решалась политическим, а не силовым путем. Это переговоры, активизация дипломатических отношений, освещение проблемы в средствах массовой информации. Что касается Турции, то турецкие курды должны не воевать, а убеждать турецкое население и турецкие власти в мирном, а не силовом решении курдской проблемы.

Читайте также: Будущее Курдистана: взгляд из Армении

Голодовка протеста курдов в Страсбурге

— Президент Южного Курдистана Масуд Барзани сейчас находится в Турции. Мог ли он в разговорах с турецкими политиками затронуть проблему турецких курдов и лично Абдуллы Оджалана?

— Вряд ли Масуд Барзани на встречах в Анкаре акцентировал на курдском вопросе в Турции и судьбе Абдуллы Оджалана. Встречаясь с Эрдоганом и другими турецкими политиками, он если и затрагивает эти вопросы, то очень осторожно и мягко. Руководство Турции по-прежнему не приемлет того варианта решения вопроса с Абдуллой Оджаланом, который предлагается курдской стороной. Официальная Анкара воздерживается от прямых переговоров с Рабочей партией Курдистана. Турецкие СМИ придерживаются тактики стравливания курдов между собой.

Каждый раз, когда Масуд Барзани посещает Турцию, СМИ этой страны начинают распускать слухи: мол, Барзани сделал такое-то заявление насчет северных, то есть турецких курдов. Якобы Барзани сказал, что его волнуют только дела Южного Курдистана, до турецких курдов ему дела нет, и так далее. Разумеется, турецкие курды оказываются жертвами этой пропаганды, начинают воспринимать южных курдов как своих врагов, а Барзани как предателя курдского народа. Однако потом выясняется, что Барзани, находясь в Анкаре, ничего подобного не говорил, а все, что говорят турецкие газеты, — это сплетни и провокации, направленные на то, чтобы опорочить лидера Южного Курдистана.

Могу привести следующий пример. Турецкая газета Haberturk не так давно опубликовала несколько статей, которые касались пребывания Масуда Барзани в Турции и его встреч с руководством Партии мира и демократии. Смысл этих статей сводился к тому, что Барзани и турецкие власти пошли на сделку. Якобы Барзани отказался от поддержки курдов Турции и от Абдуллы Оджалана, а в обмен Турция пошла на очередную серию уступок своему курдскому населению. Позже с ответным заявлением выступил сопредседатель Партии мира и демократии Селахаттин Демирташ. Демирташ категорически опроверг то, что говорили турецкие журналисты о Барзани и процитировал его подлинные слова.

Читайте также: Свобода Оджалана — мир на Ближнем Востоке

— Стоит ли турецким курдам ожидать провокаций?

— Абдулла Оджалан ранее предупреждал, что курды должны быть готовы ко всему. Провокации против курдов вполне могут быть. Задача курдов — не идти на поводу у провокаторов. Какие могут быть провокации? Это могут быть силовые акции с гибелью людей в каком-нибудь регионе Турции, где активнее всего поддерживают Рабочую партию Курдистана. Разумеется, ответственность за гибель людей возложат на РПК, припишут к этому какое-нибудь заявление, якобы сделанное курдским руководством. После этого вполне можно ожидать рейдов турецкой армии в курдских районах Турции, очередных репрессивных мер по отношению к РПК. Могут быть провокационные действия в средствах массовой информации, направленные против Масуда Барзани, Рабочей партии Курдистана. Массированной информационной атаке может быть подвергнут сам Абдулла Оджалан.

Я уже говорил о том, что сейчас проводится тактика стравливания турецких курдов с Южным Курдистаном. Когда получается натравить одних курдов на других, то страдают и те, и другие. Между тем, внутренние конфликты между курдами исключены, так как курдские лидеры в один голос заявили, что отныне и навсегда никаких конфликтов и разногласий между курдами из разных частей исторического Курдистана не будет.