Курдcкие активисты из разных стран полтора месяца проводят голодовку возле здания Европарламента в Страсбурге. Основные требования: европейские санкции против Турции и немедленный выезд эмиссаров из Совета ЕС по пыткам в тюрьму к Абдулле Оджалану. Многие протестующие близки к летальному исходу, но от госпитализации отказываются. Юрий Набиев, главный редактор портала Kurdistan. Ru считает, что у этой голодовки более глобальные цели. О том, удастся ли курдам их достичь, он рассказал в интервью Gtimes.
— Курды в Европе голодают полтора месяца. Неужели эта акция протеста связана только с Абдуллой Оджаланом?
— Формально требования голодающих курдов связаны с Абдуллой Оджаланом. Конечно, они имеют более широкую подоплеку. Это не первая голодовка. Всеобщая голодовка — давнее оружие Рабочей партии Курдистана. Обычно голодовка активистов РПК длилась не больше недели, а голодовка весны 2012 года затянулась на полтора месяца. Это говорит об особой твердости и серьезности намерений курдов. Курды хотят, чтобы на их проблемы мировое сообщество обратило свое внимание. То, что сейчас происходит на Ближнем Востоке, так или иначе связано с курдами. Война в Сирии, санкции вокруг Ирана, нестабильность в Ираке, проблема турецких курдов — все это взаимосвязано. Разумеется, одно из центральных мест принадлежит судьбе Абдуллы Оджалана. Всеобщая голодовка курдов в Европе — это прямое и жесткое указание всему миру на эту взаимосвязь.
— Как на это все реагируют турецкие власти?
— Когда я 20 лет назад был в Турции, нам не разрешали там даже говорить на курдском языке. Такого народа, как курды, в Турции не существовало. Были "горные турки". Нынешние турецкие власти, признав существование курдского народа, сделали решительный шаг вперед. Сейчас у турецких курдов есть свое телевидение, можно спокойно говорить на курдском языке. Шаги маленькие, но это реальные шаги к решению проблемы. Понятно, что есть противники решения курдской проблемы. Противники как со стороны турецких националистов, так и со стороны курдских радикалов. Это противостояние также подогревается теми зарубежными силами, которые не заинтересованы в мирном разрешении курдской проблемы в Турции.
Например, это Израиль. Израиль заинтересован в турецко-курдском противостоянии, так как с помощью курдов он может давить на Турцию. В любом случае, турецко-курдское сближение идет. Оно выгодно обеим сторонам. Турки прекрасно понимают, что с курдами лучше решать вопрос миром. Зачем тратить миллиарды долларов на вооружение, проливать кровь, портить имидж Турции в мире? В ООН и так все кому не лень тыкают Турцию в проблему курдов. Турецкая элита это прекрасно понимает. Элита турецких курдов также настроена на мир.
Читайте также: "Свободу Абдулле Оджалану"
— Турция традиционно отказывалась признавать существование курдов. Неужели в период правления Эрдогана ситуация изменилась?
— Я часто бываю в Турции и общаюсь с турками и курдами. Разумеется, знаю проблемы турецких курдов не по публикациям в СМИ. В России принято считать, что турки и курды — это непримиримые враги. Скажу одно: не все турецкие курды поголовно бегают с "калашниковыми" по турецким горам. Ряд членов турецкого правительства — курды. В турецком парламенте многие депутаты из партии Эрдогана — курды. В среде турецких курдов давно вырос очень мощный средний класс.
Не стоит забывать, что прямо под носом у Турции много лет существует де-факто независимое государство Южный Курдистан. Товарооборот между Турцией и Южным Курдистаном сегодня составляет восемь миллиардов долларов. Курды в Турции тоже не находятся в безвоздушном пространстве. Они часто ездят в Южный Курдистан, торгуют там. Иракские курды свободно торгуют с турецкими курдами. И ничего, никакой катастрофы в Турции не случилось, земля не перевернулась. И турки, и курды вполне довольны.
У курдского народа сейчас происходит демографический бум. В том числе среди турецких курдов. В Турции говорят, что скоро курдов в Турции будет больше, чем турок. Количество потом перейдет в качество, и лицо турецкой политики может стать курдским. Не буду говорить, что у турецких курдов сейчас более 20 спутниковых телеканалов, которые вещают на весь мир. Разумеется, у турецких курдов есть много своих интернет-ресурсов. В общем, в мире создается единое курдское информационное пространство. Во многом благодаря тому, что Турция решает как может курдскую проблему.
— Облик РПК сегодня крайне демонизирован. Во многом благодаря турецко-курдскому противостоянию. Сейчас ситуция меняется. Как на это реагируют в Европе?
— К Рабочей партии Курдистана можно относиться как угодно. Но даже самые ярые противники этой партии понимают, что ее влияние на ближневосточные события очень велико. РПК неразрывно связана с именем Абдуллы Оджалана. Турецкие власти осенью 2010 года начали в тюрьме Имрали переговоры с Оджаланом. Были составлены протоколы, где, в частности, рассматривались различные варианты решения курдского вопроса. Переговоры были признаны успешными, Оджалана хотели выпустить из тюрьмы под домашний арест. К сожалению, после ряда столкновений между отрядами РПК и турецкой армией процесс заморозился.
Условия содержания Оджалана не изменились. Он по-прежнему изолирован от внешнего мира в тюрьме Имрали, к нему не допускают никого, даже его адвокатов и родственников. Ситуация вокруг Оджалана напрямую связана с той атмосферой, в которой сейчас оказалась Турция и вообще Ближний Восток. АКП (Партия справедливости и развития) проявляет себя крайне активно на Ближнем Востоке. Известно, что на Ближнем Востоке одну из самых активных ролей играют курды. Имя Оджалана неразрывно связано с движением курдского народа. Турция сейчас вынуждена предпринимать важные шаги по решению этой проблемы. Еще каких-то 10 лет назад турки предпочитали о курдской проблеме молчать.
Читайте также: Курды против Башара Асада
— Выйдет ли ли Оджалан на свободу? И к чему это приведет?
— Курды всего мира встают с колен. Этот процесс уже необратим, в мире это все прекрасно понимают. В ближайшие годы курдская тема будет на слуху в выпусках новостей. Она станет одной из доминирующих тем в словах и действиях ведущих политических деятелей Ближнего Востока. Лично я смотрю на будущее курдов с оптимизмом, несмотря на те препятствия, которые сейчас стоят перед курдами. Я убежден, что в конце концов Оджалана отпустят на свободу. Турки уже хотели выпустить его под домашний арест. Освобождение Оджалана наступит, когда будут все условия для этого. Другого выхода нет.
Если курдский вопрос не будет решен, ситуация дестабилизируется на многие годы. 30 лет партизаны РПК ведут войну с турецкими властями. НАТО перед ними бессильно. Прибавьте к этим партизанам 200 тысяч солдат иракских пешмерга, поддержку курдских диаспор по всему миру. Если Оджалан не выйдет на свободу, против Турции ополчатся миллионы людей. Снова будет противостояние. Бесконечно это продолжаться не может.