Пакистан и США: война за талибов

Теракты возле иностранных миссий в Кабуле, боевые действия в провинциях Нангархар, Пактия и Логар афганская разведка связывает с группировкой пуштунского клана Хаккани. Этот клан проявил себя еще в годы войны моджахедов с советскими войсками. Лидер клана Хаккани — бывший министр правительства Муллы Омара. После того, как Карзай начал охоту на "хакканитов", они укрылись под крылом пакистанской разведки. О надеждах Исламабада на клан Хаккани в свете общеафганской энтропии в интервью Gtimes рассказал президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский.

— Почему мировые СМИ сошлись во мнении, что атаку на Кабул организовал клан Хаккани? И почему члены этого клана метили именно в дом афганского вице-президента Мохаммеда Халили?

— Группировка Хаккани теснейшим образом связана с пакистанской межведомственной разведкой ISI. ISI очень долго прикрывала клан Хаккани от натовских операций.

Естественно, что клану Хаккани не по пути с правительством Хамида Карзая. Естественно, что этот клан — одна из основных группировок талибов, на которые сейчас Пакистан делает ставки. Почему их целью стал дом вице-президента Афганистана Мохаммеда Халили? Это надо спрашивать у них самих. Конкретно, какой объект подвергнется в ходе весеннего наступления талибов первой атаке — это вопрос чисто логистический и тактический. В принципе, какая разница была бы, если бы они ударили не по дому вице-президента, а по резиденции президента? В конце концов, чем Хамид Карзай отличается от своего окружения? Кроме того, что Карзая несколько труднее достать. Это все — совершенно нормальная ситуация для афганских реалий.

— Чем вызвана заинтересованность Пакистана в этом пуштунском клане?

— Западные войска провалили кампанию. На территории Афганистана стало окончательно ясно, что НАТО как военный блок больше не существует, а такая страна как Германия армии просто не имеет. Бундесвер в горах Гиндукуша занимался не военными операциями, а исключительно гуманитарными миссиями и миротворчеством. После того, как это стало ясно в Германии и было зафиксировано бундестагом, тему германской армии можно смело закрыть. Понятно, что сейчас американцы пытаются вести в Катаре переговоры с талибами. В Катаре талибов представляет "Кветтская Шура" — талибы из Пакистана. Группировка Хаккани, по которой столько времени действовали американские беспилотники, с точки зрения Пентагона и ЦРУ, не является той группой, с которой американцы хотели бы общаться. Зато клан Хаккани — любимая группировка пакистанского руководства. Дальше мы будем иметь дело с многолетней махновщиной на территории Афганистана, потоком наркотиков и исламистских террористов. А группировка Хаккани будет частью того пасьянса, который сложится в Афганистане после Хамида Карзая.

Читайте также: Афганистан — могила для НАТО

— Американцы начали в Катаре переговоры с талибами. Может ли это весеннее наступление быть связано с переговорными процессами в Катаре?

— Сейчас в Афганистане формально у власти правительство Карзая, а фактически — анархия и безвластие. С группировкой Хаккани американцы никогда не хотели иметь дела, зато эта группировка очень любима Исламабадом. Что касается американско-пакистанских отношений, то они на настоящий момент перестали ухудшаться. Потому что они ухудшились до такой степени, что дальше некуда, и застыли на некоей точке полузамерзания. Теперь каждая талибская группировка будет отыгрывать свое, в том числе демонстрировать уровень влияния, что называется, "в поле". Группировка Хаккани это сейчас и делает во время весеннего наступления талибов.

Читайте также: Ближний Восток на крови

— В пакистанских военных кругах сейчас ходит идея некоего антизападного военного блока мусульманских стран. Может ли быть такое, что Исламабад уготовил клану Хаккани определенное место в этом блоке?

— Этого военного блока просто не будет. Все эти пакистанские сказки братьев Гримм не являются тем, что можно создать. Порассуждать о группировке Хаккани как части некоего гипотетического военного блока можно, но эта конкретная группировка и блок, которого никогда не будет — совершенно разные вещи. В лице группировки Джалалуддина и Сиражуддина Хаккани мы имеем дело со структурой, которая подконтрольна исключительно Пакистану. Клан Хаккани будет работать не на какие другие заказы, кроме заказов Исламабада. Финансируют эти группировки, по большей части, страны Персидского залива, но непосредственный контроль осуществляют пакистанские спецслужбисты. Конечно же, есть то, что можно условно назвать исламским военным интернационалом.

Туда входят совершенно разные организации: ХАМАС, "Братья — мусульмане", "Аш — Шабаб", нигерийская "Боко Харам", та же самая структура Хаккани. Каждая группировка имеет свои представительства во всем исламском мире, включая монархии Персидского залива. У всех них есть свои собственные источники финансирования: рэкет, наркоторговля, бизнес на "кровавых алмазах" в Африке, работорговля, спекуляция на торговле оружием и так далее.

Читайте также: Мусульманские страны готовятся к войне?

Это гибкие самофинансируемые структуры, которые не объединены единым центром. Поэтому ни о каком согласованном управлении ими как единым инструментом не может быть и речи. Никогда не будет такого, чтобы эти группировки создали для себя единый таинственный центр, который будет им давать команды. Например, пошла команда "идем на Север!", и все идут на Север, включая нигерийскую "Боко Харам", сомалийскую "Ахль Сунна валь Джамаа" или ту же "Аш-Шабаб". Эти африканцы дружно идут на север и дружно бьют, например, по Узбекистану. Разумеется, этого никогда не будет. Есть другая вещь. От этих группировок можно добиваться неких точечных акций и операций, осуществляемых в рамках некоего общего подряда.

Но то же самое демонстрировали арабские "мухабараты", когда принц Турки бин Фейсал, создавая "Аль-Каиду", командовал саудовскими спецслужбами. Это было еще в 80 — е годы, чего здесь нового? Разумеется, это никакой не союз, не структура, а некий террариум единомышленников. Это в чем — то напоминает опыт коммунистических интернационалов. Различные марксистские организации сначала по командам из Москвы, а потом по командам из Пекина, если говорить о маоистских группровках, могли иногда поработать на один общий подряд. Подряды могут быть разными: то Троцкого ледорубом по голове, то еще что-нибудь. Например, после смерти Мао Цзэдуна маоисты забирались в горы и джунгли Перу. Не так давно эти маоисты захватили Непал. Что ж делать? Жизнь такая. Процесс идет и должен идти дальше.