Азербайджан не дождется "арабской весны"

В Азербайджане активизировалась деятельность "Общественной палаты", объединившей оппозиционеров, намеренных вести борьбу за свержение Ильхама Алиева. Их план - добиться досрочных парламентских и президентских выборов. Но режим Алиева выглядит очень устойчиво, а "арабской весной" в Баку пока не пахнет. GTimes попыталась узнать, на что способна азербайджанская оппозиция. Нам помогал наш постоянный комментатор в Баку Керим Керимли.

 

В этом году "Общественная палата", как заявляют ее лидеры, намерена "поговорить с режимом на жестком языке". На практике это должно выразиться в требованиях провести досрочные парламентские и президентские выборы. Правда, эту же задачу оппозиционеры ставили перед собой и в прошлом году, но так и не смогли добиться цели. Что это, блеф маргинальных структур или серьезная угроза режиму Ильхама Алиева?

В основе "Общественной палаты" не новые яркие оппозиционные политики, а опытные "аксакалы" местного поля. Например, Иса Гамбар, лидер партии "Мусават". Если когда-нибудь случится чудо и азербайджанская оппозиция доберется до власти, то президентом, скорее всего, быть ему. Возглавляемая им партия в этом году отметит свой 100-летний юбилей. И эта партия - одна из трех наиболее влиятельных в стране. Но Гамбар борется за власть уже почти двадцать лет, и вполне возможно, что его звездный час не настанет никогда.

"Иса Гамбар является лидером-долгожителем во главе "Мусавата". Он 20 лет руководит этой партией. Но, по всей видимости, скоро он уже не будет башганом (главой). Потому что последний устав запрещает одному человеку быть башганом больше двух раз подряд. Он сам многократно заявлял, что не собирается вновь становиться председателем партии. Многие его товарищи и соратники предлагают ввести изменения в Устав, чтобы Гамбар мог остаться еще на один срок. На это он ответил заявлением, что если съезд примет такое решение (а съезд планируется уже на следующий месяц), то тогда он просто не выдвинет свою кандидатуру, и принятое решение будет касаться только новоизбранного башгана", - говорит наш постоянный комментатор в Баку Керим Керимли.

Иса Гамбар уже был у власти, правда, недолго и давно - в мае 1992-го года он стал председателем Верховного Совета Азербайджанской республики, а 9-го июня 1993-го уже подал в отставку. Тем не менее, по мнению Керимли, сегодня он является одним из трех реальных кандидатов на пост президента страны с достаточно высоким рейтингом, который остается на должном уровне, несмотря на отсутствие поддержки со стороны СМИ. Исключение составляют две-три оппозиционные газеты и радио "Азадлыг" ("Свобода").

Иса Гамбар очень хотел бы стать президентом Азербайджана

Главная задача "общественной палаты" - проведение досрочных выборов, как президентских, так и парламентских. Но добиться этого до сих пор не удалось, а дальнейшие усилия, похоже, не имеют смысла. Дело в том, что не за горами, в октябре 2013 года, очередные президентские выборы, и лучше уже сейчас начать подготовку к ним, чем тратить время на борьбу за досрочное сложение президентом и парламентом своих полномочий. "Для оппозиции это очень маленький срок. Если оппозиция это время будет тратить на борьбу за досрочные парламентские выборы, то она не сможет как следует подготовиться к очередным президентским выборам. Таким образом, велик шанс проиграть и то, и другое. Потому что ровно через два года после президентских следуют очередные парламентские выборы - в ноябре 2015-го. А парламентские выборы у нас, если иметь ввиду сегодняшние реалии, обычно выигрывает сила, в руках которой находится президентская власть", - считает Керимли.

"У оппозиции еще много дел", - продолжает наш комментатор, говоря о том, что если не произойдет событий, подобных "арабской весне", то трудно сказать, удастся ли оппозиции добиться хоть какого-то успеха.

Чтобы "арабская весна" дошла до Азербайджана, нужна как минимум большая масса людей. У оппозиции же с этим проблемы. "Единственной, и самой большой на сегодня трагедией оппозиции является нехватка людей. В смысле массы. Нет масс, как раньше. Люди боятся. Это самый опасный признак, или же самая опасная угроза для будущих планов оппозиции", - уверен Керим Керимли.

Но в то же время оппозиционным политикам есть к чему стремиться. "У нас в стране люди больше любят и уважают радикально настроенных и выступающих лидеров, чем, скажем, сторонников эволюции. И особенно - протестный электорат. Потому что "пружина" настолько сжата, что если будешь выступать в духе "роль труда в процессе превращения обезьяны в человека", то ты можешь показаться просто подхалимом, или же ничего незначащим винтиком в машине властей", - говорит наш комментатор.

На сегодня Азербайджан является самой динамично развивающейся страной Южного Кавказа. Но жители этого государства недовольны политикой властей не меньше, чем в соседних, значительно более бедных Армении или Грузии. Очень низкие пенсии и социальные пособия, маленькие зарплаты в бюджетной сфере. И это - при массе внешних признаков экономического роста и строящихся в Баку небоскребах. Весь протестный электорат в теории способен выйти на улицы. "Люди недовольны социальной политикой. Вот только один пример: ветеран Карабахской войны, не имеющий инвалидности, получает сегодня 33 маната в качестве пенсии или компенсации. Это примерно 41-42 доллара США. На эти деньги можно прожить только один день. Правительство само стимулирует протестный электорат: оно не только не дает народу денег, оно даже ему их не показывает. И это при таких обильных доходах Азербайджана", - рассказывает Керим Керимли.

У властей Азербайджана, как говорит Керимли, есть все шансы лишить оппозицию всякого веса, авторитета, уважения и электората. Путем срочных, неотложных, всесторонних, всеобъемлющих реформ. Но пока никаких реформ не намечается.

"У сегодняшнего режима есть все, чтобы продолжать оставаться сильным. Но у него нет искреннего, целенаправленного, ясного и четкого, поддерживаемого всеми слоями населения движения и динамики", - говорит журналист Керим Керимли.

Опубликовал