В Абхазии праздник встречают словами "Чааныбзиала ашыкус чыц!" (С Новым годом!). Потчевать гостей и домашних в Новый год принято отварным мясом и курицей в пикантной аджике. Также ни один праздничный стол в Абхазии не обходится без традиционных блюд с сыром - мамалыги и пирогов (ачашв). И, конечно, какой праздник без бокала домашнего вина, которым сопровождаются тосты за здоровье и удачу в Новом году. По старинному обычаю, восходящему к земледельческому циклу древних абхазов, из дома в дом, к соседям и друзьям ходят дети и "посевают" со словами: "Сеем, веем, посеваем, С Новым годом поздравляем...!" Хозяева дома награждают их различными сладостями.
Своего апофеоза новогоднее веселье достигает к празднику Хечхуама - Старому новому году, этот день в республике является нерабочим. Другое его название, восходящее к языческим временам, - Ажьырныхуа, День сотворения мира, обновление. В древности в этот день приносили жертвы Шашве - покровителю кузнецов, одному из наиболее почитаемых абхазами божеств. В те времена своих божественных покровителей имели все традиционные для абхазов виды деятельности: земледелие, скотоводство, охота. Однако умение изготовлять орудия труда и оружие - кузнечное дело - пользовалось особым уважением. Кузница даже считалась своего рода священным местом - в ней произносились клятвы и присяги. Сейчас языческая символика Ажьырныхуа отошла на второй план, но популярности праздника это нисколько не повредило. Скорее наоборот, у современных абхазов он постепенно приобрел статус "настоящего" Нового года, хотя они с удовольствием отмечают и общепринятый Новый год с 31 декабря на 1 января.
Не меньше абхазов любят Новый год и в Южной Осетии. Там его называют Ног Аз. Готовиться к встрече нового года в осетинских семьях начинают задолго до самого праздника, ведь чем обильнее стол, тем богаче будет наступающий год. На стол ставят различные напитки, всевозможные яства, фрукты, обязательно три национальных треугольных пирога - уалибах. Почетное место на столе занимает Артхурон - большой пирог, олицетворяющий солнце. Кусочек этого пирога должны отведать все домочадцы, угощать им посторонних не полагается.
Традиционно обязанности распорядителя празднества выполняет самый старший в семье. Перед началом новогоднего угощения он возносит молитву Богу и просит, чтобы все беды и невзгоды остались в старом году, а все, что было в нем хорошего, перешло в Новый год. Когда часы бьют полночь, хозяин торжества вновь возносит молитву с просьбой, чтобы Новый год принес всем новые блага, поручает семью и сидящих Богу и всем Его святым. После этого начинается праздничное веселье, которое длится до утра. Молодые люди в нарядах и с песнями обходят дома соседей и друзей, где устраивают веселые представления. Новый год - семейный праздник, но многие приглашают соседей, родственников, друзей: встречать праздник в кругу близких гораздо веселее. Утром первый гость, переступивший порог дома, рассыпает по полу горсть зерен кукурузы, пшеницы или охапку соломы с пожеланием хозяевам стольких же удач, сколько зерен на полу. На Новый год женщины пекут басылта - сдобные булочки в виде фигурок животных или людей - и одаривают ими гостей.
Через шесть дней после Нового года осетины отмечают праздник черпания воды Доныскафан. В это день рано утром молодая невестка или кто-либо из молодых женщин отправлялись за водой, взяв с собой припасенные с Нового года басылта. Причем женщинам нужно было подняться и уйти за водой как можно раньше. Какая семья, как говорится в старинном поверье, первой наберет воды, ту ждет Божья благодать. Придя к источнику, женщины бросали в воду басылта и молились: "Да будут угодны эти басылта русалкам и да помогут они нашим семьям, чтобы мы ни в чем не знали недостатка". Принесенной в Доныскафан водой обрызгивали пол, стены, углы, умывались ею, заготавливали ее впрок. Считалось, что она очищает души, и поэтому принести ее стремились побольше, чтобы хватило надолго.
Еще одним праздником, который отмечают в Южной Осетии вслед за Новым годом, является Бынаты Хицауы Ахсав - праздник покровителя жилища. Его справляют в первую неделю Нового года в ночь со вторника на среду. По осетинскому поверью, у каждого жилища, у каждой семьи есть свой покровитель, и чтобы семья жила в счастье и достатке, нужно заручиться его поддержкой. За каждым праздничным или свадебным столом осетины возносят ему молитву. В старину ему в жертву приносили козленка или барана, сейчас режут курицу или петуха. Птицу или жертвенное животное разделывали так, чтобы части оставались целыми. Мясо ставилось на стол вместе с пирогами и спиртным, и глава дома возносил молитву: "О Бынаты Хицау, да будет нам твоя благодать! Не дай нам ошибиться и огради нас от несчастий. Домочадцы наши и живность наша да будут под твоим покровительством. Услышь наши искренние молитвы и да будет тебе угодно все, что мы приготовили. Да не станет это нашим последним даром тебе..." Приготовленными на праздник покровителя жилища яствами не полагается угощать посторонних людей.
Как и в Абхазии, новогодний праздничный цикл в Южной Осетии завершает Старый новый год - праздник Ногбон. 13 января, на рассвете каждая семья разжигала перед домом костер. В нем должны были сгореть несчастья и козни врагов, поэтому всем хотелось, чтобы их костер был самым большим и жарким и ярче всех горел. Вокруг костров собирались соседи и друзья, а молодые люди пели новогодний гимн "Сой-сой", обходя их.
Так приходит Новый год в Абхазию и Южную Осетию.