"Каждый день кого-то избивали или насиловали"
Одной из главенствующих догм в Советском Союзе была пресловутая "дружба народов". Однако, в конце его существования выяснилось, что этнические конфликты не исчезли за семидесятилетнюю историю империи. Одними из самых жестоких и кровавых стали столкновения между армянами и азербайджанцами. Тысячи людей погибли, десятки тысяч стали беженцами. Одной из тех, кому пришлось покинуть родные места, стала бывшая жительница Кировабада Джульетта Вердян-Еремянц. Она жила в городе 55 лет, 35 из которых проработала в местной школе. По ее словам, отношения между армянами и азербайджанцами резко испортились после событий в Сумгаите.
Джульетта Вердян-Еремянц: "До февраля 88-го года жили с азербайджанцами ничего, нормально. А после февральских событий отношения между армянами и азербайджанцами были очень острыми. Это я очень хорошо чувствовала, потому что в интернациональной школе работала с азербайджанцами вместе, мне это было гораздо виднее, чем другим".
После армянских погромов в Сумгаите в Кировабаде начались стычки молодежи.
Джульетта Вердян-Еремянц: "После февральских событий, наша молодежь уже была готова дать отпор. Мы жили компактно, поэтому жертв у нас было не так много как в Сумгаите и Баку. Жертвы были, конечно, но не было таких жестоких случаев, как в Сумгаите. Очень тяжелые дни были: каждый день нападения, каждый день угрозы, каждый день изнасилования, избиения. В общем, это словами не передать".
Значительная часть армян нашла спасение благодаря священнику местной церкви.
Джульетта Вердян-Еремянц: "У нас священник был, он очень любил наш народ, и его любили, хотя он был приезжим, из Армении его отправили к нам. Народ собрался в церковь. И 650 семей из азербайджанской части перевелись сюда. Оборванные, воровали всё, избитые, изнасилованные - вот в таком состоянии 650 семей перевели в церковь. Рядом с церковью находилась школа номер 612 имени Акопа Акопяна. Эта школа служила госпиталем, в нем работали врачи-добровольцы".
Сейчас Джульетта Вердян-Еремянц сама занимается волонтерской деятельность. Она является исполнительным директором исполнительным директором общественной организации беженцев "Аазанг" и уже 23 года помогает армянам, вынужденных покинуть свои дома.
Хотите знать больше? Подписывайтесь на канал GeorgiaTimes на YouTube