Выборы президента Грузии пройдут в октябре этого года. Вероятными претендентами на этот пост называют нынешнего главу Министерства обороны Грузии Ираклия Аласанию, бывшего премьер-министра Вано Мерабишвили, бывшего спикера парламента Давида Бакрадзе, мера Тбилиси Гиги Угулаву, а также Вахтанга Хмаладзе, председателя Юридического комитета в парламенте. Нынешний лидер Михаил Саакашвили не может баллотироваться на эту должность в третий раз.
По мнению грузинских экспертов, и в "Грузинской мечте", и в теперешней оппозиции — "Едином национальном движении" еще пока не определились с кандидатами, которые могли бы претендовать на пост президента.
"Пока этот вопрос активно не обсуждается, хотя определённый мессидж со стороны лидера правящей команды, премьер-министра Бидзины Иванишвили был озвучен. Он предложил кандидатуру депутата Вахтанга Хмаладзе, который известен как авторитет в области Конституционного права. Но, думаю, его кандидатуру вряд ли будут серьёзно рассматривать. Возможно, выставят кандидатуру Ираклия Аласании — он наиболее респектабельная личность в команде Иванишвили. Что же касается "Единого национального движения", там этот вопрос пока не обсуждается, хотя ходят разговоры вокруг возможного выдвижения кандидатур Давида Бакрадзе и Вано Мерабишвили", — сказал в интервью GeorgiaTimes историк, профессор одного из тбилисских вузов Зураб Папаскири.
Другой эксперт, политолог Каха Квашилава, не уверен в том, что "Грузинская мечта" готова сделать ставку на одного из самых влиятельных грузинских политиков — Ираклия Аласанию.
"Аласания — самая приемлемая фигура для грузинского общества. Он более открыт к диалогу, он более политкорректный политик, хотя, по-моему, между ним и премьером не все ладно. Думается, что премьер не очень-то доверяет ему", — считает Квашилава.
В подтверждение этих слов сегодня сделал заявление и сам премьер Грузии Бидзина Иванишвили. "Если Аласания хочет баллотироваться на пост президента, он волен сделать это. Но сама коалиция начнет обсуждать этот вопрос через 2-3 месяца и выдвинет одобренную всеми кандидатуру", — заявил глава грузинского правительства.
Сегодня, после конституционной реформы, должность президента оказалась не очень привлекательна для влиятельных политиков, особенно после того, как оппозиция пришла к власти. Полномочия главы государства сильно урезаны в пользу законодательной ветви власти. Поэтому еще один эксперт, журналист Тенгиз Аблотия уверен, что никакой особой интриги на выборах не будет.
"К этим президентским выборам внимание сейчас минимальное, поскольку они ничего не решают. По большому счету, всем без разницы, кто будет президентом", — говорит Аблотия.
"У Ираклия Аласании реальные полномочия — он министр обороны. Захочет ли он получить пенсионную должность? У "националов" вообще молчок на этот счет. Раньше говорили про мэра Тбилиси Гиги Угулаву, но сейчас он вряд ли пойдет. Пост мэра — избираемый, и он еще до октября 2014 гарантировано сидит в своем кресле, а тут ему придется уйти в отставку, чтоб участвовать в президентских выборах, которые он, скорее всего, проиграет", — считает эксперт.
Таким образом, новый президент Грузии, кем бы он ни был, будет фигурой в значительной степени декоративной. Реальная политическая борьба будет разворачиваться во время парламентских выборов. Но поскольку до них еще очень далеко, опрошенные нами эксперты предсказывают усиление внутренней борьбы в правящей коалиции — "Грузинской мечте", сконструированной из нескольких достаточно разных политических сил.