Грузинские власти преисполнились негодования из-за того, что Национальный олимпийский комитет России зарегистрировал Абхазию и Южную Осетию как независимые страны. Более того, Европейский вещательный союз (ЕВС) предоставил тележурналистам из этих республик возможность аккредитоваться на Олимпиаде в Сочи. НОК Грузии отправил в Международный олимпийский комитет гневное письмо. Однако эксперты уверены: гнев Тбилиси ничего не изменит.
Национальный олимпийский комитет России ввел в свою регистрационную базу Абхазию и Южную Осетию в качестве отдельных субъектов. Власти Грузии в ответ разразились гневными тирадами.
"Это довольно неприятный прецедент. С нашей стороны последует соответствующая реакция", — заявил первый вице-президент НОК Грузии Элгуджа Беришвили. Он напомнил, что Абхазия и Южная Осетия не признаны ООН. "Естественно, их участие в любой программе Олимпийских игр в любой форме в качестве независимых государств исключено", — подчеркнул чиновник.
Читайте также: Москва-Тбилиси: Олимпиада против новой политики
Глава аналитического бюро Alte et Certe, кавказовед Андрей Епифанцев уверен, что недовольство Грузии никак не повлияет на решение Европейского вещательного союза. "Цена Олимпиады для мирового сообщества несоизмеримо выше амбиций и фантомных болей какого-то государства, власти которого сами сделали очень много для того, чтобы Абхазия и Южная Осетия были независимыми от них. Никто из-за вот таких стенаний Грузии Олимпиаду не отменит, и своих спортсменов туда не запретит посылать. Скорее всего, все сделают вид, что ничего не произошло", — сказал Епифанцев в интервью GeorgiaTimes.
Грузинская сторона недавно уже пыталась привлечь внимание к теме "спорных территорий". Однако, напоминает Андрей Епифанцев, это закончилост ничем. "Практически разрешилась проблема с демаркацией границы между Грузией и Южной Осетией. Грузия действовала таким образом — привлекала внимание, заламывала руки, выступала в международных организациях, посылала международных корреспондентов на границу и так далее. И ни к чему это не привело. Этот вопрос серьезно даже не поднимался на международном уровне", — говорит эксперт. И ситуация вокруг аккредитации абхазских и южноосетинских журналистов также будет спущена мировым сообществом на тормозах. "Статус-кво не изменится, Олимпиаде ничего не угрожает. И западные, и грузинские спортсмены приедут на Олимпиаду", — уверен Епифанцев.
Читайте также: В. Захаров: Олимпиада в Сочи не состоится
Заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин в интервью GeorgiaTimesнапомнил, что Европейский вещательный союз — это не ООН или какая-нибудь другая официальная мировая организация. Соответственно, к нему не может быть таких претензий. "Он аккредитовал их потому, что по факту они являются представителями других государств, пусть и непризнанных. Я думаю, что таким же образом, несмотря на возмущения сербского руководства, он поступит и с косовскими журналистами. В данном случае в Грузии выразили дежурное возмущение, но в итоге, думаю, смирятся", — полагает Жарихин.
Радикальная смена позиции относительно участия Грузии в Зимней Олимпиаде произошла сразу же после не менее радикальной смены власти в октябре 2012 года. Премьер-министр Иванишвили неоднократно заявлял, что он за участие грузинских спортсменов в этих соревнованиях. Позже позицию Иванишвили подтвердил и Олимпийский комитет Грузии, который принял решение направить спортсменов в Сочи. Хотя речь идет всего о 3-4 грузинских атлетах, шум из-за этого поднялся невероятный.
Но, невзирая на протесты политических оппонентов, правительство Иванишвили пошло еще дальше: власти Грузии предложили России сотрудничество в обеспечении безопасности Олимпийских игр. Во время недавнего визита в США глава Министерства обороны Грузии Ираклий Аласания подтвердил это решение. По его словам, такая позиция "приветствуется западными партнерами". Россия выразила благодарность за эту инициативу, однако началось ли сотрудничество на практическом уровне, пока неизвестно.
Сторонники участия грузинских спортсменов в Зимних Олимпийских играх 2014 года призывают отделить спорт от политики. Однако для противников этот аргумент несерьезен. По их мнению, сегодня спорт политизирован до предела, особенно если это касается грузино-российских отношений. Очевидно, противники идеи забывают, что исторически страны, участвующие в Олимпийских играх, даже прекращали воевать во время Олимпиады. И уж тем более не использовали спорт в собственных политических целях в преддверии президентских выборов в Грузии, намеченных на конец октября.