Почему бизнес-активность в Грузии в июне месяце стала снижаться? Президент Саакашвили обвиняет в этом правительство страны. По его мнению, оно некомпетентно и допустило много ошибок. Михаил Саакашвили прогнозирует возврат в эпоху Эдуарда Шеварднадзе, когда население страдало от проблем с выплатой зарплат и пенсий, а к тому же и от перебоев электроэнергии. Действительно ли грузинская экономика стоит на пороге катастрофы?
Если для Бидзины Иванишвили и его команды 9 лет правления президента Саакашвили и "Единого национального движения" - это годы обнищания людей и доведения Грузии до ситуации, близкой к катастрофе, то для Михаила Саакашвили все как раз наоборот. По его мнению, в "те 9 лет" экономика Грузии развивалась, страна становилась на ноги. Но все перечеркнул один день - первое октября 2012 года, когда к власти в стране пришли Иванишвили и его команда. И пошло-поехало. С тех пор экономика стала скатываться вниз. Началась стагнация и снижение уровня роста ВВП - с 11 до 4 процентов в начале 2013 года, а после, уже в июне, грузинская экономика и вовсе ушла в минус - рост 0,8 процентов по сравнению с июнем прошлого года. Саакашвили не без гордости приводит данные департамента статистики и обвиняет правительство Грузии в некомпетентности и серьезных ошибках. Президент, чей срок истекает уже в октябре, в будущем рисует страшную картину - снижение бизнес-активности, невыполнение государственного бюджета, а как следствие - проблемы с выплатой зарплат и пенсий и "возвращение в эпоху Эдуарда Шеварднадзе".
А ведь Иванишвили обещал невероятный экономический рост в стране, который, в отличие от периода правления Михаила Саакашвили, положительно отразится на каждом гражданине Грузии. Для этого "экономического прорыва" премьер-министр заявил о создании специального партнерского фонда, который должен был заняться долевым участием при вложении инвестиций в ту или иную сферу экономики страны. Впрочем, несмотря на много заявлений, этот фонд не создан до сих пор, а ведь прошел уже почти год после прихода Иванишвили во власть. Премьер-министр даже обещал вложить собственный миллиард долларов в фонд, капитал которого должен составить примерно 10 миллиардов. Однако, даже несмотря на этот стимул, "воз и ныне там".
Но Саакашвили ничего не упоминает о причинах этого спада в экономике Грузии, что фактически является продолжением эпохи его правления. Причин предостаточно. В первую очередь огромное количество судебных исков по поводу отнятых, проданных и перепроданных бизнес-активов. А во времена его правления если и был экономический рост, то это было сделано "указом сверху" и за счет бизнеса, который контролировали сам Саакашвили и его команда. Бизнес же сам должен решать, развиваться ему или нет. К тому же эксперты отмечают, что делать выводы об экономической активности, основываясь на данных только одного месяца, неправильно.
"Во-первых, летом бизнес-активность всегда снижается, и ничего необычного тут нет, - сказала в интервью GeorgiaTimes эксперт по экономическим вопросам Натия Турнава. - Необходимо учитывать сезонный фактор, и я не думаю, что в этом смысле ситуация должна вызывать серьезные опасения. С другой стороны, процесс тормозится из-за выяснения в суде вопросов, связанных с бизнес-активами, которые во время прежней власти отняли у законных владельцев. Однако эти судебные процессы в суде очень скоро завершатся, и в этом смысле развитию бизнеса уже ничто мешать не будет", - сказала Турнава.
Следует также отметить, что до 2007 года статистика экономического развития страны вообще была засекречена. Поэтому сложно судить, какие именно года имеет в виду Михаил Саакашвили, когда рассказывает об 11-процентном росте экономики. "Такое бывает время от времени - летом экономическая активность, как правило, снижается, - сказал в интервью GeorgiaTimes эксперт по экономическим вопросам Александр Твалчрелидзе. - Я не вижу здесь поводов для особой тревоги. Если же говорить об экономическом росте в течение всего года, то он составит 4 - 4,5 процента, что на самом деле очень мало. Я считаю, что развитию экономики мешает такое понятие, как коабитация. То есть в стране по-прежнему неопределенная политическая ситуация, из-за чего бизнесмены осторожничают вкладывать средства в грузинскую экономику. Что касается вопроса о партнерском фонде, то здесь достаточно непонятная ситуация. Была информация, что подписано соглашение об инвестиции в размере 1 миллиарда 200 миллионов лари, однако что это за соглашение и куда будут направлены эти средства, я не в курсе. Вообще деятельность этого фонда окутана туманом, что, по моему мнению, неправильно", - сказал Твалчрелидзе.
Приводя различные цифры экономического роста и бизнес-активности, власти Грузии почти всегда забывают одну "маленькую" деталь - выяснить, а насколько эти цифры отражаются на уровне жизни населения страны. Ведь, кроме статистики экономического роста, существует еще такое понятие, как рост цен. Это волнует людей куда больше, чем цифры, которые используются против политических противников.
Михаил Вардзелашвили