В ходе встречи с журналистами на прошлой неделе премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили говорил о необходимости возникновения на политической арене страны третьей политической силы. И привёл в пример конкретных людей. Среди них фигурировало имя Ирмы Инашвили - руководителя медиа-союза «Объектив». Её имя стало известным после распространения скандальных кадров пыток заключённых в Глданской тюрьме. Именно с лёгкой руки Ирмы Инашвили «история с вениками», закрутившаяся прямо накануне парламентских выборов, получила широкую огласку. Кто такая Ирма Инашвили, насколько искренен в своих словах премьер-министр и о какой альтернативной политической силе «мечтает» лидер «Грузинской мечты»?
Будучи ярой противницей режима Саакашвили, Ирма Инашвили в своей журналистской деятельности была изначально нацелена на критику в адрес президента и его команды. Работая на Первом общественном телевизионном канале, она посвятила множество репортажей и статей именно разоблачению ненавистного ей режима. Они были в основном о Михаиле Саакашвили и Вано Мерабишвили. В конце концов её просто уволили.
После этого она получает личное финансирование от некоего Давита Тархан Моурави и создаёт медиа-союз, известный под названием «Объектив». Это было началом нового этапа борьбы с режимом Саакашвили в стране. Ирма активно участвует в митингах и акциях протеста против действующей власти и против деятельности Первого канала. Потом она делает материал о «продажных журналистах» канала «Имеди». Известен факт, когда в 2008-ом году власть захватила канал «Имеди», принадлежащий в то время Бадри Патаркацишвили, после чего канал стал одним из рупоров власти. Тогда некоторые журналисты, предварительно дождавшись заработной платы от прежнего хозяина Патаркацишвили, начали активно поддерживать Саакашвили, от которого тоже получили «барыши». Инашвили писала о том, что они преследовали только личную выгоду, никаких принципов, порядочности и достоинства у них не было.
Следует подчеркнуть, что у Ирмы Инашвили есть неплохие связи за границей с грузинскими эмигрантами. Устраивая очередные акции протеста против властей, она привлекала к ним и эмигрантов, печатала подробную информацию и распространяла её за рубежом, в том числе в Страсбурге. Дело Буты Робакидзе, погибшего от руки полицейского патруля, тоже получило резонанс в Европе благодаря стараниям Инашвили.
Одно из последних громких дел, в которое как бы вдохнула жизнь Ирма Инашвили, это история с пытками в Глданской тюрьме. Она опубликовала материал, воспользовавшись своими связями в Страсбурге. Кстати, её брат, Котэ Инашвили, тоже сидел в этой самой тюрьме. Возможно, именно через него стало известно о существовании тюремных кадров пыток.
Ирму Инашвили по религиозным убеждениям вполне можно назвать ортодоксальной христианкой. Она живёт по закону «Люби ближнего своего, как самого себя», при этом обладает сильно выраженным болезненным чувством справедливости. Она стремится в политику не ради власти как таковой, и не из-за денег, а из-за возможностей делать больше для страны, патриотом которой она является. Она как бы Дон Кихот в юбке, как её удачно назвала одна из бывших сотрудниц. Крайне импульсивная, взрывчатая, в любой момент её голос готов сорваться на крик, если она глаголет волнующие её истины. При поверхностном знакомстве она может показаться немного сумасшедшей. Однако люди, которые знают её хорошо, говорят о ней как о доброй и образованной женщине. Но, как высказался один видеооператор, работающий с ней, она - человек «воровского менталитета». Правда, когда я попыталась подробнее узнать, что он имеет ввиду под воровским менталитетом, он сказал: «Ну, к примеру, она терпеть не может геев и лесбиянок».
Прежняя власть, которую с трудом можно назвать лояльной по отношению к оппозиционному мышлению и противникам, недооценила её возможностей и сил. Её никогда не воспринимали серьёзным противником или силой, которую стоило бы опасаться. Именно по этой причине ей всё сходило с рук. Кто-то должен был кричать, чтобы создавалось впечатление демократии в стране, и именно ей позволили это делать.
Сегодня у Ирмы Инашвили есть все шансы возглавить третью политическую силу в Грузии. Премьер-министр уже беседовал с ней на этот счет. Об этом он заявил журналистам на пресс-конференции 10-го апреля. Как пояснила сама руководитель медиа-союза, под ней и её партией Иванишвили имел в виду политическое объединение «Альянс патриотов Грузии», в котором состоят её единомышленники и соратники. Именно с ними в течение многих лет Ирма Инашвили вела борьбу против Михаила Саакашвили и партии «Единое национальное движение».
Инашвили поддерживала коалицию «Грузинская мечта» и лично Бидзину Иванишвили с самого начала. «Он доказал, что способствует стимулированию и развитию других сил в стране. Я рада не только тому, что сегодня он упомянул меня на этой встрече (имеется ввиду пресс-конференция с главными редакторами СМИ 10-го апреля - прим. автора). Я рада, что премьер готов к тому, чтобы в стране было многопартийное политическое пространство, что будет способствовать демократии», - говорит Инашвили, отметив также, что формирование «Альянса патриотов Грузии» в качестве третьей политической силы уже началось. В частности, они получили большинство в сакребуло (городское собрание) Кутаиси, и в ближайшем будущем планируют поставить вопрос об импичменте Кутаисской мэрии.
В стране поговаривают, что премьер-министр пытается сформировать вокруг себя некий «народный фронт» из ненавистников прежнего режима. И его вполне устраивают люди вроде Ирмы Инашвили - бесхитростные, прямолинейные, честные христиане, не знающие грязных политических игр и непосвящённые в политические интриги. От этих людей не будешь ждать удара в спину, ими легко управлять, и с ними, как говорят на Востоке, можно выйти в путь.
Вот, к примеру, Нино Бурджанадзе в глазах Иванишвили - слишком искушённый политик. И рассматривать её в качестве альтернативной политической силы он вряд ли будет. Хотя он упоминал и её партию, советуя ей быть активнее в политической жизни. Действительно, после парламентских выборов «Демократическое движение» заняло наблюдательно-выжидательную тактику и пока никак себя не проявляет. Но лидер движения Нино Бурджанадзе считает странным, что Иванишвили говорит о третьей силы, поскольку «Национальное движение» никак не может рассматриваться как вторая сила. Она также не считает необходимым напоминать ей об усилении своей партии, поскольку над этим работа ведется с первого дня создания «Демократического движения».
Как заявила Нино Бурджанадзе, для создания третьей политической силы одного только желания недостаточно. Правительство должно сделать конкретные шаги, в том числе в сфере законодательства. Она напомнила, что парламент до сих пор не рассмотрел поправки в закон о политических объединениях граждан.
В свою очередь, Бидзина Иванишвили ещё до парламентских выборов часто говорил о создании так называемой третьей силы, которая будет реально бороться за власть вместе с правящей партией и его коалицией. Но многие считали неискренними его тогдашние заявления. На деле всё выглядело так, будто создание третьего центра в первую очередь не устраивает самого Бидзину Иванишвили. По информациям некоторых газет и других СМИ, бизнесмену удалось переманить на свою сторону братьев Гачечиладзе, которые рассматривались как одни из лидеров третьего центра. Иванишвили профинансировал какой-то проект Гии Гачечиладзе, а его брату Левану Гачечиладзе предложил финансирование созданного его единомышленниками общественного движения «Лига избирателей». С этой организацией связывали и будущее еще одного радикально настроенного оппозиционера Гоги Хаиндравы.
Кама Рзаева