Капля грузинского вина точит камень не хуже простой воды. Потому-то российский потребитель не остается без "Киндзмараули", "Хванчкары" и "Саперави" даже с учетом крепкой, словно коньяк "Арарат", позиции Геннадия Онищенко. Некоторым даже нравится покров тайны, под которым приходится добывать ящик-другой вожделенного напитка и потом интригующим голосом рассказывать за столом, как удалось его достать. Но большинство граждан одной шестой части суши - отнюдь не поклонники контрабандной романтики. Им хотелось бы приобретать знаменитое на весь мир вино в крупнейших супермаркетах, а не искать сомнительные контакты из серии "друзья одних моих знакомых".
Что же касается Геннадия Онищенко, то его гнев был вызван поведением некоторых грузинских компаний, которые по своей нерешительности могут дать фору целому стаду буридановых ослов. "Сначала заявляют, что они хотят возобновить поставки. Мы говорим, что готовы рассмотреть их заявку. Потом начинается очередная истерия со стороны грузинских политиков, говорят, что не нуждаются в российском рынке... Не нуждаетесь - так не нуждайтесь. Эти мизерные объемы возможных поставок никак не влияют на российский рынок во всех возможных сегментах. Поищите себе другие политические поводы напомнить о себе", - сказал глава Роспотребнадзора.
Грузинские компании наконец-то должны сделать выбор, чем они занимаются - бизнесом или политикой. В первом случае приход их продукции в Россию становится вопросом времени, причем недалекого. Всё-таки качество официально произведенного вина со склонов в Кахетии и Имерети общеизвестно и сможет удовлетворить даже славящегося своей придирчивостью главного санитарного врача России. А выбирая политику, предпринимателям из кавказской республики стоит признаться, что они являются всего лишь государственными чиновниками, покорными воле правящей верхушки.
Кстати, высшие государственные чиновники Грузии, которые налагают негласный запрет на возвращение местных вин на российский рынок, находятся в положении унтерофицерской вдовы, знаменитой беспрестанными самоистязаниями. Не секрет, что многие из "младореформаторов" имеют весьма жирный кусок в этом бизнесе. Подразумевается отнюдь не прямое их участие в деятельности тех или иных компаний. Ведь это нанесет немалый вред взлелеянному президентом страны Михаилом Саакашвили образу республики как "страны без коррупции". Но никто же не может запретить тому или иному госслужащему иметь хорошие отношения с удачливыми предпринимателями. И немного помогать их Фортуне. Пусть и не на безвозмездной основе.
Что уж говорить о грузинском винограде, который без открытого российского рынка превращается из весьма прибыльной статьи в обузу для местной экономики. Перед властями республики стоит выбор - либо выкупать его в убыток себе, либо лишить крестьян последнего источника дохода. И сейчас руководство страны идет по второму пути. Так что фермерам кавказской республики до открытия российского рынка придется ожидать разве что резкого спроса на булочки с изюмом - другого пути наладить сбыт винограда пока не предвидится.
Пока же официальный Тбилиси ищет способы укрепить барьеры на пути грузинского вина в Россию, некоторые местные предприниматели всё-таки пытаются вернуться на её рынок. Так, известный общественный деятель Владимир Хомерики вместе с несколькими грузинскими оппозиционерами организовал приезд в Москву делегации бизнесменов из кавказской республики. Он рассказал корреспонденту GeorgiaTimes, что они с нетерпением ждут разрешения Роспотребнадзора. "Мы уже провели все процедуры. В ответ на истерию Михаила Саакашвили в Грузии нашлись смелые компании для того, чтобы прийти на российский рынок - на сегодня их уже пять. У нас состоится встреча в Москве, где представители обеих сторон смогут поделиться своими планами", - подчеркнул он.
Владимир Хомерики добавил, что сейчас в Грузии сложилась весьма затруднительная ситуация для бизнесменов, не имеющих связей с правящей верхушкой республики. "Саакашвили всячески пугает местных виноделов, рынка сбыта нет ни у кого, кроме двух-трех компаний, находящихся под контролем властей. Остальные же с нетерпением ждут, когда можно будет начать поставки вина в Россию. Как, впрочем, и многие россияне, которые ещё не забыли вкус грузинского вина", - отметил наш собеседник.